Узбекские текке Стамбула

Основанные узбеками текке накшбандийского тариката существовали в таких городах, как Мекка, Медина, Джидда, Иерусалим, Багдад, Бурса, Стамбул. Помимо функции собственно текке, они играли роль караван-сараев, где останавливались узбеки, казахи, киргизы, таджики, которые направлялись в хадж или возвращались из него, пишет Зебинисо Камалова.


В Стамбуле существовало пять узбекских текке, но месторасположение только трех из них известно точно. Здания только двух сохранились до наших дней.

В этих текке проводились радения накшбандийского тариката. Шейхи этих текке назначались шейхами Туркестана. Но обеспечение они получали от Османского государства. Также государство финансировало и все потребности текке.

Текке Хаджи Синана в Сараево – редкий образец текке XVII в., сохранившийся до наших дней.

Помимо этого и функции пристанища для паломников из Средней Азии, текке также служили своего рода консульствами среднеазиатских государств. Они получали на сохранение наследство узбеков, проживающих в Анатолии и не имевших наследников. Кроме того, для предоставления подданства прибывшим из Средней Азии людям своеобразную справку об их происхождении запрашивали именно в текке. Также эти обители были центрами среднеазиатской суфийской культуры в Стамбуле. Самыми известными из них являются следующие.

Источник: bilimdili.com

Узбекское текке в районе Эйюб

Это текке было построено в 1743 г. Лализаде Абдульбаки Эфенди. Так как дервиши, проживающие в этом текке, не вступали в брак, то оно получило название «Каландархане», т.е. обитель каландаров. Каландарами называли бродячих дервишей, ведущих аскетический образ жизни. Это было отличительной чертой этой обители, так как, например, шейхи текке в Ускюдаре были женатыми. Текке действовало вплоть до 1925 г. Основное здание этого текке до наших дней не сохранилось. Осталось только здание начальной школы, гробница Лализаде Абдульбаки Эфенди и арочные ворота. На месте основного здания текке в начале 1970-х годов был построен комплекс управления по религиозным делам района Эйюб.

Гюль Баба: таинственный дервиш, похороненный в Будапеште.

Источник: bilimdili.com

Узбекское текке в районе Ускюдар

Эта обитель была самым известным из узбекских текке. Построено оно было в 1752-1753 гг. наместником Мараша Абдуллахом-пашой на холме Султантепе. Весь комплекс текке со всеми пристройками, сооруженными в разное время, дошел до наших дней. Он включает в себя жилище шейха, гостевой зал, кухню, комнаты дервишей, мечеть и зал для поминания.

При шейхе Ибрахиме Эдхеме Эфенди (1855-1904), который был известен как поэт, каллиграф, художник, механик и владел многими другими ремеслами, это текке превратилось в центр культуры. На пятничные собрания сюда приходили ученые, поэты и художники.

10 форм музыки текке с примерами.

В 1925 году в Турции были закрыты все текке. Исключение было сделано лишь для узбекского текке в Ускюдаре – за особые заслуги во время национально-освободительной войны. В нем продолжала жить семья Неджмуддина Эфенди – брата последнего шейха текке. Они продолжали проводить поминание, отмечали дни религиозных праздников, угощая приходящих узбекских пловом. После смерти Неджмуддина Эфенди в 1971 г. текке осталось без присмотра. В 1983-1994 г. оно было отремонтировано потомками шейхов текке, проживающими в Америке. Оно функционирует и сейчас как музей и культурный центр.

Источник: bilimdili.com

Бухарское текке

Эта текке, располагающееся в двухстах метрах от знаменитой Голубой мечети, было основано бухарскими шейхами в 1692-1693 гг. Во времена Османской империи служило консульством. Так как в нем останавливались и бывало долгое время проживали туркестанские хаджии, то текке служило местом культурного взаимодействия Стамбула со Средней Азией. С середины XIX в. служило также пристанищем для мусульман, бежавшим от преследований из Российской империи. По особому разрешению Ататюрка Бухарское текке продолжило свою деятельность и после 1925 г.

Как проходили айин-и шериф в текке?

Здание было отремонтировано в 2008 г. Сейчас в нем располагается школа дизайна, а также Центр исследований текке.

Исламосфера

Комментарии