В Иране идет реставрация уникального для своего времени комплекса Рашид ад-дина

В Раб-э Рашиди, образовательном комплексе 14-го века, расположенном в провинции Восточный Азербайджан в северо-западном Иране, недавно начался третий этап реставрационных работ, передает агентство IRNA.


Проект осуществляется группой международных экспертов по культурному наследию, включающих археологов и реставраторов из Ирана, Немецкого археологического института, университета Отто-Фридриха в Бамберге и музея Лувра в Париже, сообщил руководитель провинциального туризма Мортеза Абдар.

В настоящее время специалисты работают над шестью археологическими траншеями, чтобы исследовать архитектурные остатки, которые датируются 8-10 веками, добавил чиновник.

Исследовательский центр культурного наследия и туризма в сотрудничестве с Тебризским университетом исламского искусства завершил первый этап международного проекта, целью которого является включение объекта в список Всемирного наследия ЮНЕСКО к 2025 году.

На первом этапе были проведены археологические исследования, геофизические исследования, лазерное 3D-сканирование и эндоскопия древнего сооружения.

В Мосуле будет восстановлен известный религиозный комплекс.

File:Rashid al-Din.jpg - Wikimedia Commons

Памятник Рашид ад-дину в Хамадане (Иран) / Источник: Wikimedia Commons

Расположенный в Тебризе Раб-э Рашиди («Рашидов квартал») включает в себя несколько археологических слоев, которые датируются ильханидской, сефевидской и каджарской эпохами. Комплекс был построен в начале 14 века известным персидским ученым и государственным деятелем Рашид ад-дином Хамадани. Он стремился собрать там самых известных ученых своего времени в области философии, науки и медицины. В Раб-э Рашиди учились студенты из Ирана, Китая, Египта и Сирии.

Комплекс включал в себя бумажную фабрику, библиотеку, больницу (Дар аш-Шафа), центр Корана (Дар аль-Коран), жилые помещения для учителей, студенческие кварталы, караван-сарай и другие объекты. Величественный ансамбль был окружен жилым кварталом. В нем находились лавки, бани, склады, мельницы, фабрики и тридцать тысяч домов. Весь комплекс был опоясан стеной, которую Газан-хан (1295-1304) начал возводить, чтобы защитить весь город Тебриз, а позже и второй стеной, окружавшей его пригороды.

Сохранился учредительный документ комплекса, датированный августом 1307 года, который дает подробную картину того, как комплекс должен был функционировать. Есть вероятность того, что он функционировал и до 1307 года. В комплексе работало более 100 человек, около четверти которых были рабочими, а остальные — квалифицированными специалистами, там также находилось 220 рабов. Студенты получали стипендию. В комплексе была организована мастерская по изготовлению книг, где издавались ранние рукописи “Джами ат-таварих”, а в 1330-е годы, вероятно, и “Шахнаме”.

Бесценный труд Рашид ад-дина – достояние всего человечества.

Объект также включает мавзолей Рашид ад-дина, построенной его сыном Мухаммедом Гиясом. Рашид ад-дин был казнен по ложному обвинению в том, что он отравил хана Олджейту. Такой поворот событий был еще более усугублен слухами, которые появились во время правления Миран-шаха (1404-1407), что Рашид ад-дин был евреем. В результате его останки были эксгумированы из мавзолея в Раб-э-Рашиди и перенесены на еврейское кладбище.

Поскольку репутация Рашид ад-Дина была запятнана, а его имущество конфисковано, Раб-е Рашиди начал приходить в упадок сразу после его смерти в 1318 году. Хотя сын Рашида ад-дина Мухаммед Гияс попытался расширить комплекс после смерти своего отца, он также был казнен в 1336 году, и комплекс был снова разграблен. Согласно более поздним рассказам, правитель по имени Малик Ашраф в 1351 году расширил комплекс, построив в нем укрепления, мечети, больницы и школы.

Этот памятник окончательно пришел в упадок, когда шах Аббас (1587-1629) превратил его в крепость. К концу 17-го века на месте комплекса уже были руины.

Сегодня исторические здания Раб-э Рашиди уже не могут быть идентифицированы. Все, что осталось, – это каменные основания укреплений, которые были построены либо в 14 веке, либо шахом Аббасом в 17 веке. Наиболее заметное из сохранившихся оснований каменной кладки имеет прямоугольную форму, возможно, фундамент астрологической обсерватории, которая упоминается в трудах Рашида ад-дина.

Стены Йезда – свидетельницы истории.

Исламосфера

Комментарии