В память о суданском гении каллиграфии

10 января в Музее каллиграфии Шарджи открылась выставка «Четвертое измерение», призванная пролить свет на новаторский опыт в современной каллиграфии через избранные произведения покойного суданского художника Османа Вакьяллы. Это первая персональная выставка художника, организованная Художественным фондом Шарджи  в рамках 20-го фестиваля исламских искусств Шарджи.


На открытии выставки приняли участие Абдулла Мохаммед Аль-Овайс, глава Высшего комитета фестиваля, Мухаммед Аль-Мурр, эмиратский писатель и владелец самой большой коллекции каллиграфии в ОАЭ, Хана Осман, дочь покойного художника Османа Вакиаллы, и Тадж Аль-Сер Хасан, координатор выставки, один из учеников и друзей Вакиаллы.

Дочь художника Хана сказала корреспонденту The Gulf Today: “Мы с отцом были очень близки, и я хотела сохранить его искусство. Хотя у него было много выставок в Судане и других странах, в том числе Кентерберийском институте искусства, Оксфордском университете, Исламском культурном центре в Лондоне, Национальном музее Дамаска, Бирмингемском колледже, Вестминстерской галерее в Лондоне и т.д.”

“Однако эта выставка считается его первой персональной выставкой после смерти. Она проходит по случаю десятой годовщины его смерти, которая произошла 4 января 2007 года”, – добавила она.

Вакьялла был частью активного и динамично развивавшегося движения в изобразительном искусствк арабского мира. Он считается влиятельной фигурой и источником вдохновения для многих поколений художников Судана.

Она упомянула, что большинство его работ создавались во время Рамадана, когда он наслаждался рисованием всю ночь, а затем совершал утреннюю молитву и ложился спать. Он с большим увлечением сам изготавливал инструменты для живописи из некоторых растений, находившихся вокруг него, таких как сахарный тростник.

Комментируя некоторые старые фотографии Вакьяллы, Хана сказала: “Мой отец был очень скромным, хотя и был всемирно известен. Он обычно носил нормальную, простую суданскую одежду без каких-либо изысков”.

На выставке были представлены различные виды каллиграфических работ, в том числе выполненные чернилами на бумаге и на папирусе, содержащие поэзию, аяты Корана, некоторые написанные им книги и другие шедевры, которые были отмечены наградами в Египте, Великобритании и Франции.

Он записал своим оригинальным почерком Коран и большое количество работ с цитатами из Корана. Он был профессором и основателем Колледжа изобразительных и прикладных искусств в Хартуме с 1951 года, а также одним из основателей Суданского союза писателей и Суданского союза художников.

Тадж Аль-Сер упомянул, что впервые встретил его в 1982 году, когда поехал в Лондон учиться на степень магистра в области графического дизайна. Вакьялла тоже учился в Англии, в 1946 году он получил стипендию и переехал в Англию, чтобы учиться в Камберуэлльской  школе искусств, которую окончил в 1949 году. Позже он переехал в Египет, где обучался каллиграфии под руководством мастера Сайида Мухаммеда Ибрахима (умер в 1994 году) в Школе арабской каллиграфии в Каире. Во второй раз он переехал в Англию в 1967 году и прожил там до 2005 года.

“Я рад быть координатором такой выставки величайшего представителя каллиграфического искусства на Ближнем Востоке, особенно, учитывая, что покойный Вакьялла был первым каллиграфом, который принял во внимание важность арабской школы в каллиграфии, поскольку окружающие Судан страны были больше затронуты африканским стилем, нежели арабским”, – отметил он.

Во время учебы в Лондоне и Египте Вакьялла изучил выразительные и композиционные возможности арабского каллиграфического искусства. Таким образом, Вакьялла стал первым североафриканским художником, освободившим арабскую каллиграфию от ее исторической связи исключительно со священными исламскими текстами и предложившим ее в качестве инструмента модернистского искусства.

В 2005 году великий художник вернулся на родину в Судан, где умер от малярии в возрасте 81 года.

Исламосфера

Комментарии