Ваянг: древнее искусство, использовавшееся для распространения ислама
Древнее индонезийское искусство ваянга входит в число величайших повествовательных традиций мира. Оно претерпело изменение под влиянием ислама, а также использовалось в качестве инструмента исламского призыва в Индонезии.
На протяжении веков искусство ваянга является неотъемлемой частью культурной жизни островов Ява и Бали. Так называются различные виды традиционного народного театра. Термин используется как для обозначения самого театра, так и для кукол, которые в нем используются. В Индонезии существуют разные виды ваянга, такие как ваянг бебер (театральные представления с использованием картин, нарисованных на полотне), ваянг голек (трехмерный театр деревянных кукол), ваянг клитик (театр плоских деревянных кукол c кожаными подвижными частями), ваянг вонг или ваянг оранг (театр актеров в масках), ваянг кулит или ваянг пурво (театр теней).
В то время как ваянг голек в основном ассоциируется с сунданцами из Западной Явы, ваянг кулит – это искусство яванцев из Центральной Явы, Джокьякарты, Восточной Явы, а также из Бали. Сегодня представления ваянг оранга и ваянг кулита по-прежнему регулярно проводятся в Кратоне (дворце султана Джокьякарты) или во дворце Кератон в Суракарте.
Самым известным видом этого традиционного театра остается ваянг кулит – театр теней. Кукол для него изготавливают из кожи, а управляют ими с помощью рукояток и стержней из рога буйвола особой формы. Они невероятно детализированы, и их изготовление – особое искусство. Обычно на разных этапах, необходимых для создания одной куклы, задействованы несколько художников.
Секатен – индонезийский Мавлид, поспособствовавший распространению ислама.
Бросается в глаза сильно стилизованная, почти карикатурная форма кукол ваянг кулита. Как утверждают исследователи, это связано с процессами исламизации, когда изображения пытались изменить, придав им максимально далекий от реалистичной формы вид и оставив только отличительные черты, делающие их узнаваемыми. Приводят даже такое объяснение, согласно которому на внешность кукол повлияли написания арабских слов. Например, сочетание слов «Аллах» и «Мухаммад» формирует черты лица положительных персонажей ваянга, таких как братья Пандавы (герои «Махабхараты»). Напротив, арабское слово «Иблис» («Дьявол») образует лицо отрицательных героев. Но исследователи находят такую интерпретацию спорной, и считают, что она могла появиться в период исламизации, чтобы примирить ваянг с учением ислама.
В представлении ваянг кулит задействован один-единственный кукловод, которого называют даланг. Он не только рассказывает историю, но и озвучивает всех персонажей, как мужчин, так и женщин. Представления можно смотреть с обеих сторон: со стороны «тени» и со стороны даланга.
Единого мнения о происхождении ваянга нет. Если одни исследователи считают его коренным яванским явлением, другие находят его корни в Индии. Но в любом случае, он возник еще в доисламский период, что находит отражение в его сюжетах, которые обычно взяты из индуистских эпосов «Рамаяны» или «Махабхараты», а также из истории и легенд Явы. Вместе с этим они претерпели адаптацию, им был придан исламский характер, удалены элементы, связанные с поклонением идолам. Часть персонажей были изменены в соответствии с учением ислама, кроме того, появились новые, мусульманские.
Три теории появления ислама в Индонезии.
Обычно сюжеты ваянга включают моральные и этические дилеммы, с которыми сталкиваются персонажи во время путешествий, в любви и на войне. Во время бесконечной битвы между добром и злом спектакли ваянга рассматривают экзистенциальную борьбу между правильным и неправильным. Но персонажи далеко не одномерны. «Хорошие» персонажи могут обладать отрицательными чертами, и точно так же не все «плохие» полностью аморальны. Но в любом случае истории ваянга всегда содержат философские идеи и несут в себе какое-то послание.
Представления ваянг кулит – это грандиозные мероприятия, которые длятся всю ночь и сопровождаются игрой традиционного оркестра гамелан. Во время народных гуляний и значимых событий, таких как рождение ребенка, свадьба или другие торжества, представления ваянг кулит часто сопровождаются конкретными посылами, которые имеют отношение к данному событию.
Ваянг имеет особую историческую и культурную ценность для индонезийцев. Поэтому для них очень важным является вопрос, являются ли такие представления разрешенными (халяль) с точки зрения шариата, так как время от времени раздаются голоса, объявляющие их неподобающими для мусульман. Считая этот вопрос важным, с заявлениями по этому поводу выступают и представители официального духовенства. Согласно их позиции, ваянг является халяль.
Усыпляющие ритмы индонезийского гамелана.
Например, член Совета улемов Индонезии Салахуддин аль-Айюб пояснил, что обычно поднимается вопрос, дозволен ли такой театр, во-первых, с точки зрения своих целей, а во-вторых, в свете запрета на создание изображений живых существ.
По его словам, в целом, ваянг воспитывает людей, внушая им возвышенные ценности, поэтому с этой точки зрения он не может быть объявлен запрещенным. Ученый напомнил, что еще Вали Сонго (святые, благодаря которым ислам распространился в Индонезии), использовали его в своем призыве: «Ваянг – это средство призыва, которое использовали Вали Сонго для того, чтобы донести до людей религиозные ценности. В этом контексте он аналогичен другим подобным инструментам, например, фильмам в наше время». Салахуддин аль-Айюб подчеркивает, что если что-то несет в себе благо, то в исламе оно допустимо и даже желательно.
Другой вопрос заключается в том, что куклы представляют собой изображения живых существ. Но как утверждает Салахуддин аль-Айюб, их нельзя приравнивать к человекоподобным статуям, которые запрещены исламом. По его словам, объявление запрещенным какого-то явления зависит от того, для чего оно применяется. Например, ножи могут быть запрещены, если они используются для убийства или ограбления. Но если ваянг выступает как средство проповеди и внушения людям вечных ценностей, то для его запрета нет оснований.
Искусство ваянга внесено в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.
Вали Сонго – девять святых Индонезии.
Исламосфера