Величие и красота древней медины Феса
Прибыв в Фес (Марокко), пройдя ворота, небольшой пешеходный мост и запутанный лабиринт из 9600 узких улочек, которые находятся внутри его города-крепости, можно попасть в медину – старый город. Здесь у большинства улиц нет названий. По сообщению Los Angeles Times, в Фесе находятся очень интересные гостевые дома.
Один из таких – Дар Сеффарин, названный в честь близлежащего медного рынка, был идеальным оазисом в центре шума и суеты города. Дар – это традиционный большой марокканский дом, как правило имеющий два этажа и двор, окруженный колоннами и коридорами. Все выложено витиеватой мозаикой, известной как зулляйдж, и причудливо вырезанной и окрашенной штукатурки под названием таделакт. У этого дара семь гостевых комнат, и каждый из них экстравагантен.
В номерах – арки с высокими деревянными дверями, многоцветным зулляйджем, постеленным на полу. Замысловатая каллиграфия и скульптурный фриз красуются по всей комнате.
Исламский квартал Каира лишится статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО?
Под ногами лежат изношенные берберские ковры, а великолепный потолок из кедрового дерева образовывает купол высотой в 6 метров. Витражи сверху пропускают в комнату лучи солнца, которые играли синим, красным и желтым цветами.
В даре нет телевизора, никаких замков на дверях и не очень хороший Wi-Fi.
Завтрак и ужин были организованы по-семейному, чтобы все гости могли собраться за одним столом и познакомиться. Владельцы этого гостевого дома – Алаа Саид и его жена Кейт Квалвик, предприимчивые норвежцы, которые основались здесь.
Лучшие места в Марокко глазами инсайдера.
Иракец Саид был призван на войну Саддама Хусейна против Ирана в 1980-х годах и попал в плен. После побега из иранской тюрьмы он бежал в Осло, где был принят в качестве беженца и стал архитектором. После того, как профессор предложил ему специализироваться на арабской архитектуре, он и Кейт поселились в Фесе в 2003 году.
Они купили дар (считается, что ему 600 лет, но никто не уверен) и наняли 80 мастеров, чтобы восстановить его, и добавить необходимые атрибуты современного комфорта, такие как электричество, туалет. Этот дом был заброшен в течение десятилетий, поэтому потребовалось три года, чтобы сделать его пригодным для жизни.
Это был смелый шаг. Тогда медина была бедным и неприступным местом, и их дар был только третьим гостевым домом здесь. Сегодня их насчитывается около 200 благодаря буму в сфере культурного туризма. Сюда на автобусах приезжает много экскурсионных групп из Китая.
Средневековый город остается магическим местом, особенно в раннее утро и после полудня, когда на улицах уменьшается количество горожан.
Медина имеет две части – Фес-эль-Бали 9-го века (Старый Фес) и Фес-эль-Джедид 13-го века (Новый Фес), который некогда включал процветающий еврейский анклав. Недавно здесь была отреставрирована небольшая синагога, последняя из 17 когда-то существовавших здесь.
Местный экскурсовод Хлафа эль-Асефар очень гордится тем, как Медина сохранила свои корни и живую жизнь. «У нас есть 11 медресе. Десять из них датируются 14-м веком», – говорит он.
В мусульманском квартале Сингапура.
Еще один признак того, как мало изменился город – кожевенный завод Шуара, который работает так же, как и 800 лет назад по тем же старинным технологиям. Кожу смягчают, промывают и окрашивают в круглых колодцах с яркими цветами, которые доминируют в исламском искусстве. Для окрашивания используются растения и минералы: жасмин дает белый цвет, мак – красный, мята -зеленый, коль – черный, индиго – синий и шафран – желтый.
В этом старинном городе очень легко заплутать, но местные жители очень приветливы и всегда помогут выйти из лабиринта, указав дорогу и сопроводив в нужное место.
Алла Саид, владелец дара, говорит, что дома здесь укрыты от чужого взора так же, как женщины покрываются хиджабом. Все прекрасное можно увидеть только войдя в дом.
Бакинский район Ичеришехер хранит память о Ширваншахах.
«Это закрытая архитектура. Все окна находятся внутри. Все украшение внутри», – рассказывает 57-летний архитектор.
В медине расположены около 150 мечетей, здесь есть общая печь, в которой пекут хлеб, общественная баня и фонтан. За ними находятся базары и скрытые дома с их тяжелыми шипованными дверями.
«Это функция городского планирования», – говорит Саид. «Здесь все очень органично. Высокие стены по узким аллеям создают охлаждающие тени для летней жары, а перемежающиеся тростниковые или деревянные крыши создают естественный бриз. Полосы в виде змеек предохраняют от солнца и случайных песчаных бурь. Дома построены с учетом климата и исламских требований. В летнее время семьи живут на первом этаже, где полы выложены мрамором и глазурованной плиткой и, таким образом, ощущают прохладу. В зимнее время они переезжают в комнаты с кедровой подкладкой и ковровым покрытием, которые сохраняют тепло.
Мусульманский квартал в Камбодже развивает халяльный туризм.
Обильная орнаментация в домах и общественных местах по всему древнему городу отличается только повторяющимися геометрическими или цветочными узорами – все это сделано вручную.
«Фес имеет очень богатую культуру, потому что здесь собрано искусство со всего мусульманского мира, ведь этот город когда-то был одним центров этого мира. Местный стиль резьбы по дереву восходит к Египту. Плитки связаны с культурой Древнего Рима и Персии. Цветы в штукатурке – это цветы лотоса из Индии. Каллиграфия и арки — из Ирака», – отмечает Саид.
Для архитектора Саида его проект Дар Сеффарин еще продолжается. Он не собирается что-то менять, ведь это произведение искусства. Его цель – восстановить прежнее величие и красоту древней медины Феса.
Этнокультурный рынок Порт-Судана показывает культурное многообразие страны.
Исламосфера