Великий математик, который объяснил правила алгебры через поэзию

В наши дни мы не можем представить себе алгебру без символов, но было время, когда введение некоторых из этих символов в мир математики было большим прорывом. Человеком, который сделал один из самых важных шагов вперед в этом отношении, был андалузский математик Абу-ль-Хасан ибн Али аль-Каласади, пишет Хассам Мунир.


Аль-Каласади родился в 1412 г. в небольшом городке База близ Гранады, знаменитой мусульманской крепости на юге Испании. Он изучал исламские дисциплины в своем родном городе до 24 лет, после чего 15 лет путешествовал по Северной Африке, в течение которых продолжал получать знания у ученых, встречавшихся на его пути. Самым известным из них был, вероятно, плодовитый хадисовед Ибн Хаджар аль-Аскалани (ум. 1449), с которым аль-Каласади провел некоторое время в Египте. Затем он вернулся в Испанию, поселился в Гранаде, где продолжил учебу. Здесь он сосредоточился на математике, юриспруденции и философии.

Важный вклад аль-Каласади в математику

Аль-Каласади наиболее известен своими работами по математике. Он оставил после себя 11 крупных трудов по математике. Наиболее значительным из них был Тафсир фи-ль-ильм аль-хисаб (“Комментарий к науке арифметики”). В ней Каласади ввел новые алгебраические символы, выйдя за рамки простых обозначений, которые установили более ранние предшественники, такие как греческий математик Диофант (ок. 250 г.) и индийский математик Брахмагупта (ок. 668 г.). Важно понимать, что особый вклад Каласади заключался не в том, что он первым ввел новые символы или разработал систему обозначений в алгебре, а в том, что он был первым, кто сделал и то, и другое одновремено.

Аль-Караджи – персидский математик и первый инженер-гидролог.

ALI BIN MUHAMMAD BIN 'ALI AL-QURASHI KNOWN AS AL-QALASADI AL-BASTI ...

Аль-Каласади. “Кашф аль-асрар фи ильм хуруф аль-гибар / Источник: the-saleroom.com

Он использовал символ, подобный ∫, как знак равенства (как сегодняшний знак =), арабский эквивалент m для квадратных значений, таких как x2 (араб. мяль) и арабский эквивалент K для кубических значений, таких как x3 (араб. ка’б). Каласади также стандартизировал использование арабских терминов “ва” для сложения, “илля” для вычитания, “фи” для умножения и “аля” для деления. Также он был первым, кто разделил числитель и знаменатель дроби с помощью линии.

Кроме того, аль-Каласади первым подчеркнул важность метода последовательной аппроксимации, который в настоящее время считается важным инструментом в математике, использование которого дает нам возможность решать задачи, которые мы иначе не смогли бы решить. Каласади не только подчеркнул полезность этого метода, но и продемонстрировал его, используя для получения корней неполного квадрата.

Работа с сухими цифрами и символами не потушила в нем художественные способности. Он написал труд, в котором объяснял правила алгебры с помощью поэзии. Кроме того, аль-Каласади является автором девяти книг по лингвистике и 11 работ по маликитскому праву и хадисам. Один из учеников Каласади, Абу Абдаллах ас-Сануси, написал 26 книг по математике и астрономии, которые получили признание по всему арабо-мусульманскому миру.

К сожалению, Каласади стал последним великим мусульманским математиком Андалусии. В 1492 году, через шесть лет после смерти Каласади, Гранада, последний мусульманский город, оставшийся в Испании, пал от рук христианских войск Фердинанда и Изабеллы. В следующем году архиепископ Сиснерос приказал принудительно обратить мусульман и евреев в христианство и сжечь их ценные рукописи, в том числе труды Каласади.

Американский профессор математики описывает свой путь в ислам.

Наследие математика

К счастью, труды и идеи Каласади сохранились и продолжали использоваться на протяжении веков. В своей автобиографии марокканский ученый Мухаммад Дауд писал, что в 1920-х годах его отец будет учить его математике по книге аль-Каласади. Его новаторская работа также попала в Европу, и сыграла немаловажную роль в европейском Ренессансе.

Что особенно поразительно в биографии Каласади, так это то, что он изучал Коран больше, чем что-либо другое. Сегодня принято считать, что изучение мусульманскими детьми и молодежью исламских дисциплин отнимет у них способность преуспевать в любой из светских наук, таких как математика. Эта точка зрения распространена даже в мусульманской общине, но она не нова – такую позицию многие занимали еще во времена аль-Каласади и задолго до него.

Но сам Каласади опроверг данную точку зрения. Изучение Корана не только не повлияло отрицательно на его успех в качестве математика, но, вероятно, даже усилило его. Потому что Коран – это не только источник вдохновения для мусульман, особенно в трудные времена, в которые жил наш гениальный мыслитель, но и книга, которая неоднократно призывает человека задуматься над тем, как функционирует наша Вселенная. Возможно, Каласади понял, что использование символов в математике сделает этот процесс размышления намного интереснее.

Аль-Хазини – ученый, открывший земное притяжение.

Исламосфера

Комментарии