Верили ли турецкие султаны астрологам?
В исторических источниках можно найти сообщения о придворных астрологах, с которыми советовались правители мусульманских государств. Действительно ли это было так распространено? Какие взаимоотношения складывались у турецких султанов с астрологами разбирает сайт GZT.
Астрология или ильм ан-нуджум, как называли ее в мусульманском мире, как и в европейских дворцах, пользовалась вниманием и у султанов Османской империи. И в византийских, и в турецких источниках сообщается о том, что султан Мехмед II Фатих перед последней атакой на Константинополь советовался с астрологами. Но в целом дело обстояло не совсем однозначно. Если одни султаны действительно доверяли астрологии, другие относились к ней довольно скептически, считая ее несогласующейся с исламом или несостоятельной с научной точки зрения.
Брат Дракулы – мусульманин и командир янычар.
Во дворце устоявшейся традицией было перед каждым важным предприятием получать прогноз астролога, определяя благоприятные и неблагоприятные даты для его начала. Также было распространено составлять астрологический прогноз для каждого родившегося ребенка. Дворцовые астрологи были образованными людьми, обучавшимися в медресе и специализирующимися на астрономии. Свою должность они обычно совмещали с исполнением других обязанностей, одновременно работая в качестве придворных врачей, муваккитов (специалист по определению времени), художников, учителей, кадиев (судей), каллиграфов или хронистов. Они иногда получали такое влияние, что вмешивались в государственные дела.
Самым известным из падишахов, не доверявших астрологам, является Абдул-Хамид I. О нем рассказывают разные истории на этот счет. Хотя сам он особо не полагался на звезды, в соответствии с традициями, Абдул-Хамид I не мог отказаться от этого, но с советами поступал по-своему. Однажды великий визирь Коджа Юсуф-паша обратился к нему с вопросом о том, какую из двух дат, названных разными астрологами как благоприятные, предпочесть для начала похода. На это султан написал ему, что Посланник Аллаха (мир ему) не советовался со звездами относительно того, когда начинать военные действия, и советовал больше обращать внимание на погоду. Когда к Селиму III обратились со схожим вопросом о том, какую из двух определенных астрологами как благоприятные дат предпочесть для выхода флота, султан ответил: «Все дни принадлежат Аллаху. Я не верю в астрологию. Полагаюсь на Аллаха, какой день найдете подходящим, пусть в тот день флот и выходит».
Исторические анекдоты о турецких султанах.
Самыми большими поклонниками астрологии из числа турецких султанов были Мехмед IV и Мустафа III. Первый, будучи заядлым охотником, отправляясь на охоту, просил астролога составить прогноз о том, будет ли добыча богатой и какой будет погода, а также советовался со звездами по многим другим вопросам.
По указанию Мустафы III из Европы и других регионов привозили книги по астрономии и астрологии и переводили их. Однажды он попросил у польского короля прислать ему трех астрологов, на что получил совет вместо обращения к звездам использовать исторический опыт, держать войска в готовности и обогащать казну.
Под защитой Корана: рубашки-обереги исламского мира.
Своих астрологов имели не только султаны, но и государственные деятели разного ранга. Интересный случай рассказывают о Ратибе-эфенди, который был назначен послом в Вену в 1791 г. Однажды он получил сообщение от Селима III, что будет назначен на должность раис уль-куттаба (министра иностранных дел). Ратиб-эфенди попросил перенести назначение на более поздний срок, на дату, определенную астрологом, к которому он обратился, как благоприятную. Но пока он ждал, на пост был назначен кто-то другой. Когда 3 года спустя Селим III снова предложил ему аналогичный пост, Ратиб-эфенди уже не стал советоваться с астрологом и сразу принял назначение.
Исламосфера