Виртуальная арт-платформа Iterarte нацелена на создание культурного Шелкового пути

Новый онлайн-проект, ориентированный как на художников, так и на коллекционеров, предоставляет доступ к работам художников из стран от Средиземноморья до Южной Азии – региона, который исторически был связан c империями и торговыми путями, пишет Мелисса Гронлунд для The National.


«На протяжении тысячелетий происходит обмен – в древности это был Шелковый путь, а в последнее время диаспоры и миграция», – говорит Тамара Шалаби, иракская писательница и искусствовед, основавшая арт-платформу Iterarte вместе с индийской предпринимательницей Шилпой Шармой.

Iterarte организован как журнал – с функциями, подкастами, видео и даже плейлистами, созданными художниками, а также как торговая галерея, продающая (и отправляющая) произведения искусства онлайн-покупателям. В настоящее время он работает с 18 художниками. Охватывая весь регион, платформа стремится наладить контакты и общие схемы работы, чтобы связать художников и коллекционеров. «Есть много людей, которые хотят покупать произведения искусства, но не знают как. У художников нет доступа, а иногда и у коллекционеров», – говорит Шилпа Шарма.

Искусство исламского мира вызывает все больший интерес у коллекционеров.

Тамара Чалаби (слева) и Шилпа Шарма / Источник: Daniel Nikolaison

Платформа была запущена в марте выставкой работ художницы из Нью-Дели Нидхи Хураны в бывшем каретном сарае в престижном районе Мэйфейр в Лондоне. Это одна из нескольких выставок, которые планируется провести в разных местах.

«Мир искусства иногда может быть очень замкнутым. На разных биеннале нередко фигурируют одни и те же художники. Это очень затрудняет проникновение региональных художников, особенно тех, кто представляет художественные сцены, закрытые по экономическим или политическим причинам. Назовите хотя бы одного всемирно известного иракского художника, который на самом деле живет в Ираке. То же самое, вероятно, относится и ко многим другим местам», – говорит Тамара Шалаби.

Что значит быть художником-мусульманином?

«Аллахабад» Нидхи Хураны (2012 г.), карта вымышленного города, которую она изобразила на текстиле / Источник: Нидхи Хурана

В 2012 году активистка основала Фонд Ruya Foundation, который долгое время был редким источником финансовой поддержки и независимым выставочным пространством для художников в Багдаде. Позже она обратила внимание на другие страны, культурные сферы которых пострадали от последствий конфликтов. Тамара Чалаби также стремится расширить международный профиль художников, с которыми она работает, посредством своих проектов.

Iterarte стремится напрямую сотрудничать с художниками и поддерживать разные регионы. Организаторы надеются, что это даст дополнительный эффект в виде возрождения ремесленных практик, находящихся под угрозой исчезновения. Они поощряют художников ставить эксперименты, добавляя традиционные ремесла к современным работам, чтобы предоставить им шанс выйти за пределы своих национальных или даже технических границ.

«Мы стремимся к латеральному, горизонтальному мышлению. Подобно тому, как одни и те же слова используются по всему Средиземноморью, с тонкими изменениями смыслов в арабском, персидском, турецком, греческом языках, мы хотим сделать что-то похожее и в искусстве», – говорит Тамара Шалаби.

Есть ли будущее у миниатюры в цифровом мире?

Работа Лидии Деликуры «Банановый водопад очень, очень далеко от дерева» (ксилография) / Источник: Лидия Деликура/Iterarte

Ремесленники в Джайпуре готовят хлопковый холст Нидхи Хураны к печати / Источник: Нидхи Хурана/Iterarte

Исламосфера

Комментарии