Византия и исламский мир: межкультурное взаимодействие

Поскольку границы Византийской империи постепенно сужались, византийцы оказались в контакте со все более широким кругом культурных групп. После появления ислама в VII веках среди них оказались и мусульмане.


В VIIXIII веках Византия боролась за сохранение своих восточных границ против различных соперников, в частности, против недавно возникших исламских государств. Но взаимодействие не ограничивалось только конфликтами, оно сопровождалось и налаживанием связей. Разные предметы роскоши часто играли не последнюю роль в межкультурных переговорах. Текст XI века под названием «Книга даров и редкостей» («Китаб аль-хадайя ва ат-тухаф»), созданный при Фатимидском дворе в Каире, содержит подробные описания удивительных даров, которыми обменивались Египет и Византия, включая шелковые одежды и покрывала, сосуды из драгоценных металлов и экзотических животных. Например, византийские шелка с изображением зверей и охотничьих мотивов использовались в качестве подарков исламским правителям.

Дипломатические отношения также включали перемещение людей. «Книга подарков и редкостей» и другие источники сообщают, что правители дарили друг другу рабов, происходил обмен пленными. Среди этих людей были и ремесленники, которые помогали распространять художественные знания, стили и технические навыки.

В некоторых случаях дипломатические отношения были закреплены посредством брачных союзов, которые влекли за собой передачу невест. Привозя с собой произведения искусства, эти женщины помогали обмену художественными моделями и формами. Например, такую роль играли в XIXII веках византийские аристократки, выданные замуж за представителей сельджукской элиты. Эти женщины, как правило, сохраняли свою религию. Передавая свой язык и даже веру детям, они помогали создавать межкультурные социальные сферы при дворе Сельджуков.

Иоанн Комнин – племянник византийского императора, принявший ислам.

Scenes of an imperial lion hunt (front panel), imperial procession (lid panel), and feng huang bird (end panel) of the Troyes Casket, Middle Byzantine, Constantinople (?), ivory and purple pigment, 13 x 26 x 13 cm, Cathedral Treasury, Troyes France.

Сцены императорской охоты на львов (лицевая панель), императорского шествия (крышка) и птицы фэн хуан (торцевая панель) Ларца Труа (Средняя Византия, Константинополь) / Источник: Собор сокровищ (Труа, Франция)

В результате военных столкновений и дипломатических взаимодействий Византия поддерживала постоянную связь с целым рядом других обществ. Во многих случаях периоды мирных отношений приводили к экономическому сотрудничеству, которое способствовало межкультурной торговле. Константинополь занимал прочное положение главного конечного пункта знаменитого Шелкового пути, и сюда стекались товары из Центральной Азии, Китая, Индии и других стран. В «Книге эпарха» (официальный свод уставов константинопольских ремесленных и торговых корпораций, находившихся в ведении эпарха – градоначальника), перечисляются гильдии, занимающиеся торговлей товарами с Востока. Среди них упоминаются багдадикия (т.е. поставляемые из Багдада) и саракенике (вещи с Востока, или из «сарацинских» земель).

Перевоз товаров морем был быстрым, но заключал в себе высокие риски. Недалеко от бухты Серче у берегов Турции было обнаружено затонувшее византийское судно начала XI века, которое содержало как византийские, так и исламские предметы, включая керамические и стеклянные сосуды Фатимидов, византийские и фатимидские монеты. Это указывает на то, что торговцы взаимодействовали с рынками через широкую коммерческую и культурную сеть. В дополнение к готовой продукции, в груз входило несколько тонн стеклобоя фатимидского происхождения, который служил балластом. Для расплавления переработанного стекла требовалось меньше энергии, чем для производства его с нуля, и считается, что стеклобои, происходящие с территорий Фатимидов вдоль сирийско-ливанского побережья, отправлялись на переработку в византийский центр производства стекла.

Гирокастра – осколок османского и византийского прошлого в Албании.

Roundel (Orbiculus), Egypt, 7th–9th century, tapestry weave in polychrome wool and undid linen, 23 x 22.7 cm (©<a href=

Раундель (Орбикул), Египет, VII–IX века, гобеленовое переплетение из полихромной шерсти и расстегнутого льна / Источник: Dumbarton Oaks

Межкультурные художественные и коммерческие связи стимулировали изменения в византийской моде, что находило отражение в одежде, ювелирных изделиях, печатях. Предметы одежды, типичные для мусульманских народов, такие как тюрбаны и кафтаны, были популярны в Византии, особенно в приграничных районах, таких как Каппадокия. Сохранились византийские украшения, которые включают исламские мотивы, в том числе «псевдокуфический шрифт» (декоративные формы, напоминающие арабские буквы, но неразборчивые). Кроме того, на некоторых украшениях, а также свинцовых печатях можно увидеть экзотических животных, таких как сенмурв (древнеперсидский мифический зверь, распространенный в сасанидском и средневековом восточно-исламском искусстве, сочетающий голову собаки, тело льва, крылья орла и хвост павлина). Возможно, такие изделия были призваны продемонстрировать космополитическую идентичность их владельцев.

Византийские изделия и здания, с которыми сталкивались завоеватели на бывших территориях империи, часто перестраивались для новых целей и ассимилировались с формирующимися художественными традициями. Это особенно очевидно в средневековой Анатолии, где, начиная с XI века, сельджуки перепрофилировали священные и светские сооружения для удовлетворения новых потребностей, иногда включая фрагменты византийских элементов во вновь построенные памятники. В результате византийская архитектура легла в основу османского стиля в зодчестве.

Арабо-нормандско-византийская архитектура Сицилии.

Islamic ceramic vessels (glazed sgraffito and splashware) recovered from the Serçe Limanı shipwreck off the coast of Turkey, eleventh century (© <a href=

Исламские керамические сосуды, обнаруженные после кораблекрушения в бухте Серче у берегов Турции (XI век) / Источник: Institute of Nautical Archaeology

Glassware recovered from the Serçe Limanı shipwreck off the coast of Turkey, eleventh century (© <a href=

Стеклянная посуда, найденная после кораблекрушения в бухте Серче у берегов Турции (XI век) / Источник: Institute of Nautical Archaeology

Cullet (glass waste) recovered from the Serçe Limanı shipwreck off the coast of Turkey, eleventh century (© <a href=

Стеклобой, найденный после кораблекрушения в бухте Серче у берегов Турции (XI век) / Источник: Institute of Nautical Archaeology

Portrait of the donor, Theognostos (left) , wearing a turban, middle Byzantine, ca. 1050, wall painting, Çarikli kilise, Göreme (Cappadocia), Turkey (photo: © Robert Ousterhout)

Портрет дарителя Феогноста (слева) в тюрбане, Средняя Византия (ок. 1050 г.), настенная живопись, Чарикли-Килисе, Гёреме (Каппадокия, Турция) / Источник: Robert Ousterhout

Bracelet with repoussé pseudo-Arabic motifs within a scrollwork frame, 11th century, silver-gilt and niello, diam. 6 cm, (© <a href=

Браслет с репуссированным псевдоарабским мотивом в завитковой рамке (XI век) / Источник: Музей Бенаики

Печать Феодора (слева: аверс; справа: реверс) с изображением сенмурва (XI век) / Источник: Dumbarton Oaks

Исламосфера


Источник:

Dr. Alicia Walker ‘Cross-cultural artistic interaction in the Middle Byzantine period’

Комментарии