Византия и исламский мир: межкультурное взаимодействие

Поскольку границы Византийской империи постепенно сужались, византийцы оказались в контакте со все более широким кругом культурных групп. После появления ислама в VII веках среди них оказались и мусульмане.
В VII–XIII веках Византия боролась за сохранение своих восточных границ против различных соперников, в частности, против недавно возникших исламских государств. Но взаимодействие не ограничивалось только конфликтами, оно сопровождалось и налаживанием связей. Разные предметы роскоши часто играли не последнюю роль в межкультурных переговорах. Текст XI века под названием «Книга даров и редкостей» («Китаб аль-хадайя ва ат-тухаф»), созданный при Фатимидском дворе в Каире, содержит подробные описания удивительных даров, которыми обменивались Египет и Византия, включая шелковые одежды и покрывала, сосуды из драгоценных металлов и экзотических животных. Например, византийские шелка с изображением зверей и охотничьих мотивов использовались в качестве подарков исламским правителям.
Дипломатические отношения также включали перемещение людей. «Книга подарков и редкостей» и другие источники сообщают, что правители дарили друг другу рабов, происходил обмен пленными. Среди этих людей были и ремесленники, которые помогали распространять художественные знания, стили и технические навыки.
В некоторых случаях дипломатические отношения были закреплены посредством брачных союзов, которые влекли за собой передачу невест. Привозя с собой произведения искусства, эти женщины помогали обмену художественными моделями и формами. Например, такую роль играли в XI–XII веках византийские аристократки, выданные замуж за представителей сельджукской элиты. Эти женщины, как правило, сохраняли свою религию. Передавая свой язык и даже веру детям, они помогали создавать межкультурные социальные сферы при дворе Сельджуков.
Иоанн Комнин – племянник византийского императора, принявший ислам.

Сцены императорской охоты на львов (лицевая панель), императорского шествия (крышка) и птицы фэн хуан (торцевая панель) Ларца Труа (Средняя Византия, Константинополь) / Источник: Собор сокровищ (Труа, Франция)
В результате военных столкновений и дипломатических взаимодействий Византия поддерживала постоянную связь с целым рядом других обществ. Во многих случаях периоды мирных отношений приводили к экономическому сотрудничеству, которое способствовало межкультурной торговле. Константинополь занимал прочное положение главного конечного пункта знаменитого Шелкового пути, и сюда стекались товары из Центральной Азии, Китая, Индии и других стран. В «Книге эпарха» (официальный свод уставов константинопольских ремесленных и торговых корпораций, находившихся в ведении эпарха – градоначальника), перечисляются гильдии, занимающиеся торговлей товарами с Востока. Среди них упоминаются багдадикия (т.е. поставляемые из Багдада) и саракенике (вещи с Востока, или из «сарацинских» земель).
Перевоз товаров морем был быстрым, но заключал в себе высокие риски. Недалеко от бухты Серче у берегов Турции было обнаружено затонувшее византийское судно начала XI века, которое содержало как византийские, так и исламские предметы, включая керамические и стеклянные сосуды Фатимидов, византийские и фатимидские монеты. Это указывает на то, что торговцы взаимодействовали с рынками через широкую коммерческую и культурную сеть. В дополнение к готовой продукции, в груз входило несколько тонн стеклобоя фатимидского происхождения, который служил балластом. Для расплавления переработанного стекла требовалось меньше энергии, чем для производства его с нуля, и считается, что стеклобои, происходящие с территорий Фатимидов вдоль сирийско-ливанского побережья, отправлялись на переработку в византийский центр производства стекла.
Гирокастра – осколок османского и византийского прошлого в Албании.

Раундель (Орбикул), Египет, VII–IX века, гобеленовое переплетение из полихромной шерсти и расстегнутого льна / Источник: Dumbarton Oaks
Межкультурные художественные и коммерческие связи стимулировали изменения в византийской моде, что находило отражение в одежде, ювелирных изделиях, печатях. Предметы одежды, типичные для мусульманских народов, такие как тюрбаны и кафтаны, были популярны в Византии, особенно в приграничных районах, таких как Каппадокия. Сохранились византийские украшения, которые включают исламские мотивы, в том числе «псевдокуфический шрифт» (декоративные формы, напоминающие арабские буквы, но неразборчивые). Кроме того, на некоторых украшениях, а также свинцовых печатях можно увидеть экзотических животных, таких как сенмурв (древнеперсидский мифический зверь, распространенный в сасанидском и средневековом восточно-исламском искусстве, сочетающий голову собаки, тело льва, крылья орла и хвост павлина). Возможно, такие изделия были призваны продемонстрировать космополитическую идентичность их владельцев.
Византийские изделия и здания, с которыми сталкивались завоеватели на бывших территориях империи, часто перестраивались для новых целей и ассимилировались с формирующимися художественными традициями. Это особенно очевидно в средневековой Анатолии, где, начиная с XI века, сельджуки перепрофилировали священные и светские сооружения для удовлетворения новых потребностей, иногда включая фрагменты византийских элементов во вновь построенные памятники. В результате византийская архитектура легла в основу османского стиля в зодчестве.
Арабо-нормандско-византийская архитектура Сицилии.

Исламские керамические сосуды, обнаруженные после кораблекрушения в бухте Серче у берегов Турции (XI век) / Источник: Institute of Nautical Archaeology

Стеклянная посуда, найденная после кораблекрушения в бухте Серче у берегов Турции (XI век) / Источник: Institute of Nautical Archaeology

Стеклобой, найденный после кораблекрушения в бухте Серче у берегов Турции (XI век) / Источник: Institute of Nautical Archaeology

Портрет дарителя Феогноста (слева) в тюрбане, Средняя Византия (ок. 1050 г.), настенная живопись, Чарикли-Килисе, Гёреме (Каппадокия, Турция) / Источник: Robert Ousterhout

Браслет с репуссированным псевдоарабским мотивом в завитковой рамке (XI век) / Источник: Музей Бенаики

Печать Феодора (слева: аверс; справа: реверс) с изображением сенмурва (XI век) / Источник: Dumbarton Oaks
Исламосфера
Источник:
Dr. Alicia Walker ‘Cross-cultural artistic interaction in the Middle Byzantine period’