Вклад Ислама в развитие европейской цивилизации
Пакистанский автор Акбар Ахмед, бывший государственный деятель и заведующий кафедрой исламских исследований имени Ибн Халдуна в Школе международной службы Американского университета, публикует цикл статей о вкладе Ислама в развитие европейской цивилизации.
Повсеместно распространено мнение, особенно среди правых политиков в Европе, что ислам не совместим с западной цивилизацией и не привнес в нее никакого вклада. Голландский политик Герт Вилдерс передал именно это восприятие, когда описал Ислам как “культуру отсталости, ретроградности и варварства”.”Поэтому нам стоит выяснить, является ли это утверждение на самом деле правильным. Если это не так, фундамент исламофобии критиков Ислама, таких как Вилдерс, рушится, как карточный домик. Далее им придется использовать некоторые другие аргументы против Ислама, а иначе их расовые предрассудки будут разоблачены; они окажутся настолько голыми, что даже никаб не поможет им прикрыть свою наготу.
Влияние мусульман на европейскую культуру глубоко и обширно. Я приведу материалы из моей книги “Путешествие в Европу”, чтобы проиллюстрировать это утверждение на протяжении последующих нескольких недель. Возможно, наибольший вклад Ислама заключался в том, чтобы представить идею единого понимания нашей духовной вселенной, которая нашла свое отражение в искусстве, архитектуре, литературе и обществе Андалусии, основанном на религиозном плюрализме и принятии, в котором ценится обучение и этос знания (‘илм). Именно это общество породило Ибн Фирнаса, который пытался создать летательный аппарат, и религиозных философов, таких как Маймонид и Аверроэс, которые стремились сбалансировать разум и веру. Андалузское общество, в свою очередь, посеяло семена того, что стало европейским Ренессансом, привело к Просвещению и продолжает формировать наш современный мир.
Некоторые примеры вклада Ислама знакомы нам благодаря повседневной жизни западных людей, но все же большинство людей не знает об их источниках. Возьмите, например, кофе (и кафе), лимоны, апельсины, персики, миндаль, баклажаны, бананы, рис, финики, гранаты, сахарный тростник, макароны, шпинат и круассан, как говорят, сделанный по образцу исламского полумесяца; гитара (от арабского qitara, которая берет свое начало в арабском музыкальном инструменте уд); западные названия нот “до, ре, ми, фа, соль, ля, си” (считается, что они происходят от букв, которые арабы использовали для обозначения нот: “даль, ра, мим, фа, сад, лам, син”); крик “Оле!”, который так часто слышат от западных футбольных болельщиков, является производным от “Аллах”; шелк; кисею (по-английски muslin, происходит от названия города Мосул), марлю (по-английски gauze, производное от персидского «газ») и сатин (название которого происходит от слова «Зайтун», мусульманского названия китайского портового города Цюаньчжоу, откуда он импортировался); хлопок (от арабского qutn); такие финансовые термины, как тариф (от арабского «та’рифа»), чек (от арабского «сакк»); голландские тюльпаны, название которых происходит от турецкого слова ‘тюрбан’, которое восходит к персидскому «дулбанд» (чалма); военный оркестр и прививки от болезней, которые пришли из Османской империи; современные ирригационные системы, каналы, колодцы, шлюзы и водяные колеса; больницу, которая была создана в соответствии с исламскими правилами благотворительности и являлась открытой для всех людей, независимо от пола, социального положения или религии; мусульманские рассказы, такие как “Сказки тысячи и одной ночи”, которые повлияли на многих европейских авторов; алхимию и алгебру; понятие нуля; шахматы; арабские цифры; а также бумагу.
Сам фундамент современного эмпирического и научного открытия, сам научный метод, возник благодаря Аль-Хайсаму (Аль-Хазену), родившемуся в Басре.
В сфере архитектуры такие элементы, как остроконечная арка, часто используемая в готических соборах и гораздо более прочная, чем закругленная арка, которая использовалась в то время в Европе, были позаимствованы из мечети Ибн Тулуна, построенной в IX веке в Каире, и привезены в Европу купцами из Южной Италии, которые использовали их при строительстве своих собственных монастырей. В своем исследовании о Вестминстерском аббатстве сэр Кристофер Рен, вероятно, самый знаменитый архитектор Англии, заявил «Теперь мы называем это готическим стилем архитектуры … Я думаю, что он с большим основанием должен называться сарацинским стилем”. Венец творчества Рена, Собор Святого Павла в Лондоне, демонстрирует исламское влияние, в том числе его купол, окруженный двумя башнями, которые Рен спроектировал по образцу Османских мечетей, имеющих купол и высокие минареты. Другие знаковые европейские церкви также были построены под влиянием Османских мечетей, например Церковь Святого Карла в Вене, вдохновленная Собором Святой Софии в Стамбуле.
Европейские языки и литература также находились под влиянием мусульман. Данте подтвердил, что язык, который позже стал известен как итальянский, впервые использовался сицилийцами, чья поэзия и литературная традиция находились под глубоким влиянием арабов. Первым литературным произведением на испанском языке, заказанным Альфонсо X, была «Калила и Димна» (Calila-e-Dimna), перевод арабской книги «Калила и Димна». Менее известен тот факт, что правовые кодексы европейских монархов, таких как Фридрих II, Роджер II и Альфонсо X, которые заложили основы юриспруденции в странах по всему миру, частично восходят к исламскому праву и исламской модели государства, как было доказано учеными.
Знаменитые европейские университеты, в том числе Оксфорд, Кембридж и Сорбонна, также находились под влиянием исламских университетов. Исламские университеты первыми предоставляли научные степени (иджаза), а ученые утверждают, что степень бакалавра или бакалавриат происходит от арабского выражения «би хакк ар-ривайа», что означает “право преподавания на основе авторитета другого ученого” – именно эта формулировка использовалась в сертификатах о научной степени (иджаза) на протяжении шести веков. Университетский факультет является прямым переводом арабского слова quwwah, который означает “власти какого-либо органа”. Даже понятие университетской кафедры происходит от исламской практики преподавания, когда учитель сидит на высоком сидении, которое называется «курси» на арабском языке, чтобы его могли видеть и слышать студенты. Халиф, при поддержке Комитета ученых, назначал профессоров, которые обычно сохраняли свою должность пожизненно. Впервые звание профессора, присвоенное европейским христианским правителем, было учреждено Фридрихом II, когда он создал Университет Неаполя в XIII веке.
Сам фундамент эмпирического и научного открытия, сам научный метод, возник благодаря Аль-Хайсаму (Альхазену), который родился в Басре и жил в X-XI веках. В документальном сериале “Космос: Пространство и время” американского астрофизика Нила Деграсса Тайсона Альхазен назван “первым человеком, когда-либо установившим правила науки”.”Альхазен повлиял на более поздних ученых, включая ученого XIII века Роджера Бэкона, которого часто называют отцом эмпиризма, и который “почти полностью принял теорию видения Альхазена.” Альхазен был так знаменит в средневековой Европе, что его называли просто Физик. Его влияние можно видеть на примере его изображения рядом с Галилеем на фронтисписе «Селенографии» (1647), монументальном исследовании Луны польского астронома Яна Гевелия, считающегося отцом лунной топографии. Один из этих двух гигантов, представляющих науку (Альхазен и Галилей), к сожалению, был проигнорирован и забыт в Европе.
Акбар Ахмед / Daily Times
Акбар Салахуддин Ахмед является заведующим кафедрой исламских исследований имени Ибн Халдуна в Школе международной службы Американского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, и бывшим верховный комиссаром Пакистана в Великобритании и Ирландии. Ранее он также занимал ряд государственных постов в Пакистане и преподавал в Гарварде, Принстоне и Военно-морской академии США. Будучи антропологом и исследователем Ислама, он получил докторскую степень в Школе восточных и африканских исследований в Лондоне.