Влияние арабской культуры на современную западную музыку
С начала XX века в США стали появляться арабские иммигранты. Их присутствие оказало свое влияние на западную культуру, в том числе и на музыку, пишет Умар Юсри.
Арабские иммигранты исполняли ближневосточную музыку как на небольших собраниях, так и на фестивалях и в клубах. Они сохраняли родную для них культуру, обучая музыке своих стран подрастающее поколение. Эти новые поколения, смешавшие позже полученное ими наследие с западными веяниями, среди которых они росли, создали нечто уникальное. Ранним примером этого смешения может быть Дик Дейл в 1960-х годах и песня «Misirlou», которая была очень популярна в 1920-х годах в арабских, греческих и турецких диаспорах США. Дик Дейл, услышав эту песню от своих ливанских дядей и добавив в нее сёрф-рок, сделал ее привлекательной для западных слушателей. «Misirlou» звучал в фильме «Криминальное чтиво», даже американская хип-хоп группа The Black Eyed Peas сэмплировала его в своей песне «Pump It» в 2009 году.
Влияние арабской музыки этим не ограничилось. Она появлялась в качестве сэмплов в нескольких песнях. Например, в весьма спорной песне «Big Pimpin» американского рэпера Jay–Z в 2000 году прозвучали отсылка к «Хасара» – хиту 1950-х годов египетской иконы Абдель Халима Хафеза.
Латиноамериканская культура и культура Ближнего Востока имеют общие черты, особенно когда дело доходит до ритма. Поэтому не удивительно, что некоторые артисты латиноамериканского происхождения включают арабские ритмы в свою музыку. Самым примечательным примером является Шакира и ее песня 1998 года «Ojos Asi», в которой были неоспоримые арабские тона и мелодии, а текст включает отсылки к таким местам, как Бахрейн и Бейрут. Шакира, которая на половину является ливанкой, не раз включала ближневосточные элементы в свои шоу. Во время выступления на Супербоуле 2020 года она поразила зрителей загрутой – пронзительным звуком, сопровождаемый быстрыми движениями языка вперед и назад. В арабских странах загрута служит выражением радости.
С тех пор несколько арабов вошли в западный музыкальный мейнстрим, например палестинский диджей Khalid и продюсер FredWrek. Есть также марокканско-шведский певец и автор песен RedOne, который считается одним из самых влиятельных продюсеров в истории и удостоиля десяти номинаций на премию «Грэмми».
Некоторые деятели музыкальной индустрии арабского происхождения остаются за кулисами. Например, ливанский менеджер Дрейка Оливер Эль-Хатиб, который, возможно, повлиял на Дрейка, когда тот добавил арабские слова к своей песне «Only You Freestyle».
Один из самых известных певцов в регионе Магриба и Ближнего Востока, Амр Диаб, также сделал шаг в направлении творческого сотрудничества Ближнего Востока и Запада. Работая со знаменитым музыкальным продюсером Marshmello в 2018 году, он создал «Bayen Habeit» – песню, которая идеально сочетается как с восточной, так и западной культурой, не теряя связи ни с одной из них.
Одним из самых последних известных примеров музыкального взаимодействия Востока и Запада является «Лунный рыцарь» Marvel. Режиссер Мохамед Диаб выбрал для создания партитуры сериала египетского композитора Хешама Назиха, потому что его работа «включает в себя подлинные египетские элементы в очень современной манере».
Музыка – это постоянно развивающееся явление, и сейчас, когда границы стали прозрачнее, Ближний Восток, по всей видимости, будет оказывать все большее влияние как на музыку, так и на культуру Запада в целом.
Исламосфера