Влияние ислама на изобразительное искусство, литературу и перформанс Юго-Восточной Азии

Распространение ислама в странах вокруг Южно-Китайского моря началось более тысячи лет назад и продолжается по сей день. Эта религия оказала огромное влияние на все сферы жизни, включая искусство.


Почти две трети мусульман Индонезии живут на Яве, острове, на котором расположены крупнейшие города страны, включая ее столицу Джакарту. Мусульмане из Аравии, Персии, Индии, Суматры и Китая, прибывавшие в регион, как правило, попадали сюда через прибрежные города Явы. Ислам неуклонно завоевывал северное побережье острова на протяжении всего расцвета Маджапахита, последней местной великой индуистско-буддийской империи. Маджапахит процветал в XIV веке, когда на Яве укоренились повествовательные сюжеты, распространяющиеся по всему Южно-Китайскому морю между Индией и Китаем. Смешение индийских и исламских историй в прошлом и в настоящем и их локализация на Яве – основная тема этого эссе.

Три теории появления ислама в Индонезии.

Архитектура

Файл:Great Mosque Medan Indonesia.JPG

Большая мечеть в Медане (Индонезия) / Источник: Mimihitam/Wikipedia

Так как в регионе ранее был распространен индуизм и буддизм, то первые мечети, датируемые концом XV – началом XVI веков, были похожи на индуистские храмы. В целом, они строились в соответствии с теми же принципами, которые приняты во всем мусульманском мире – отсутствие изображений живых существ, украшение геометрическими узорами и арабскими надписями, ориентация на Каабу. Самые ранние мечети на Яве были возведены в Демаке, Чиребоне и Кудусе в XVI веке. В конце XIX века мусульманские храмы региона начали приобретать ближневосточные черты, что находило отражение в минаретах, куполах и арочных окнах.

Секатен – индонезийский Мавлид, поспособствовавший распространению ислама.

Устные традиции и истории

Как передается, Сунан Калиджага, самый известный из Вали Сонго, совершил чудо, помогая построить мечеть Демака, а также сократив расстояние между нею и Запретной мечетью в Мекке / Источник: detikcom

Мифологические персонажи, с которыми связывают приход ислама на Яву, – это Вали Сонго, Девять святых. Как гласят легенды, несколько из них были выходцами из Аравии. Также предания связывают почти всех их с основанием исламских королевств на северном побережье Явы в Демаке, Бантене, Чиребоне, Кудусе и Гресике. 

Как передается, Сунан Калиджага, самый известный из Вали Сонго, совершил чудо, помогая построить мечеть Демака, а также сократив расстояние между нею и Запретной мечетью в Мекке. Ему также приписывают принесение музыки, танцев и кукольного театра на Яву, тем самым подчеркивая признание исламом предшествовавшего яванского исполнительского искусства.

Исследователи яванских традиций говорят, что сюжеты и театральный репертуар начали впитывать исламское влияние вслед за появлением мусульманских путешественников, торговцев и проповедников в районе Южно-Китайского моря. Чтобы удовлетворить вкусы формировавшейся тогда исламской коммерческой элиты, были созданы новые истории. Именно в XVIXVII веках, а возможно, даже раньше, произошло смешение мусульманских и индуистско-буддийский легенд. Что примечательно, прежние сюжеты и персонажи сохранились. Индийские сказания из «Рамаяны» и «Махабхараты» по сей день остаются самыми популярными историями на островах Ява и Бали. 

Имеется несколько исламских элементов, которые мы находим в большей части как устной, так и письменной литературы: акцент на генеалогии, появление вахи, знамения божественной милости, обычно в виде шара света, и запрет на распространение мистических знаний среди непосвященных. Во многих историях королей и простолюдинов выделяют за величие благодаря видимому свету, который нисходит на них в какой-то важный поворотный момент их жизни. «Серат Кандха» («Книга сказок») наполнена подобными рассказами. Истории о вахи остаются одними из самых популярных в репертуаре театра теней, которые продолжают исполняться на Яве и сегодня. В текстах «Серат Кандха» генеалогии связывают исторических королей этого острова с божествами и героями индийских историй, а также с Адамом. Как истории, так и исполнители историй в литературных мирах Явы должны были иметь впечатляющие генеалогии, здесь также существует множество сказаний о преподавании запрещенных мистических знаний.

Вали Сонго – девять святых Индонезии.

Театр теневых и деревянных кукол

Ваянг – традиционный народный театр Индонезии / Источник: Flickr

Традиции театра теневых и деревянных кукол были важным средством передачи знаний в яванском обществе. Они представляют собой совокупность яванской истории, генеалогии, этики и религиозных знаний и учат этикету, правильному использованию языка, мистицизму и многому другому. В наше время кукольные представления использовались для продвижения государственных программ, таких как контроль над рождаемостью.

На острове Ява существует несколько видов театров теневых и деревянных кукол. Хотя в них часто используются сюжеты из «Рамаяны» и «Махабхараты» и индийские индуистские персонажи, они вписываются в исламские пространства, разграниченные мечетью и рынком. Несколько характерных кукол в этих театрах носят исламские тюрбаны, одежду и обувь. Дворцы, которые служат декорациями для начальных сцен большинства теневых пьес, похоже, происходят от дворов Персии и Индии. Интересны в этом отношении истории о Юдистире (в «Махабхарате» Юдхиштхира – старший из братьев-Пандавов). Согласно яванской версии, Юдистира носит с собой священный амулет под названием Калимасада. В конце концов Юдистира встречает Калиджагу, одного из Вали Сонго, который единственный может расшифровать надпись на этом амулете. Он делает это и обнаруживает, что это «калима шахада», исламская декларация веры. Это лишь один из примеров того, как ислам взаимодействует с доисламскими героями и традициями в регионе.

В дополнение к индийским сказаниям, существуют также репертуары устных и письменных сказок, которые пришли на Яву из Персии, часто через Индию, в XVI веке. Эти истории называются «Сказки Амира Хамзы» и рассказывают о героическом дяде Пророка Мухаммада (мир ему), Амире Хамзе. У него есть два верных друга, персонажи, очень напоминающие клоунов из других репертуаров теневых игр, по имени Умари и Умармади. Многие сказки посвящены истории любви Амира Хамзы и его жены Путри Муниггарим. Истории об Амире Хамзе часто исполняют в теневых театрах разных регионов Явы. Интересно, что при этом многие сюжеты напоминают взятые из «Махабхараты». На острове Ломбок, к востоку от Бали, исламские персонажи историй Амира Хамзы являются положительными героями, а персонажи «Махабхараты» врагами, которых необходимо победить, что означает триумф ислама над индуизмом на большей части Ломбока. Вместе с этим сказки Амира Хамзы исполняются и на острове Бали, где преобладает индуизм.

Ваянг: древнее искусство, использовавшееся для распространения ислама.

Письменные системы и рукописные традиции

Иллюминированный Коран, Индонезия (1897-1898) / Источник: Sotheby’s

Первые письменные традиции, известные на Яве, являются индийскими. Большая часть поэтической литературы на древнеяванском языке датируется XI веком и отражает влияние поэзии Северной Индии. Это стихи о любви и красоте, о героях и битвах. Многие из них связаны с сюжетами «Рамаяны» и «Махабхараты».

Первые надписи на Яве, связанные с исламом, относятся к XI веку. Они найдены на надгробиях мусульманских путешественников на восточной части острова. Рукописи, связанные с исламом, написанные на малайском и яванском языках, относятся к более поздним периодам. В их записи использовался разный алфавит: арабская вязь, используемая для написания яванского языка, арабская вязь, используемая для написания малайского, и индийская вязь, используемая для написания яванского. Некоторые рукописи, датируемые XIXXX веками, являются иллюстрированными. Они рассказывают истории об Амире Хамзе и пророке Юсуфе, которые на рисунках представлены в виде персонажей театра теней.

Считалось, что буквы различных алфавитов, используемые для написания яванских рукописей, являются мощными амулетами и оберегами, а также носителями информации. Процесс письма был искусством сам по себе. На Яве рукописи имели священный статус, и считалось, что нужно обладать достаточной личной силой, чтобы противостоять силе, заключенной в письменах.

Какой ислам победит в Индонезии?

Современный период

Голограмма Дипонегоро / Источник: KOMPAS/HENDRA A SETYAWAN

Культура Индонезии очень разнообразна. Сегодня на Яве существуют как традиционные кукольные театры, так и процветающее современное исполнительское искусство. Режиссеры и танцоры регулярно ставят спектакли по исламской тематике. Например, известный яванский хореограф и танцор Сардоно Кусума поставил историю знаменитого исламского мятежника принца Дипонегоро, который возглавил восстание яванцев против голландцев в 1825 году в Джокьякарте. Рахман Сабур, современный режиссер с Западной Явы, часто ставит спектакли на исламскую тематику со своей театральной группой Паюнг Хитам, что означает “Черный зонтик”. Он обращается и к современным темам. Например, в 2003 году он поставил несколько пьес об исламофобии, развившейся в мире после известных событий 11 сентября.

Песантрен: традиционные исламские школы-интернаты Индонезии.

Исламосфера

Комментарии