Вода в мусульманских народных практиках: источник благословения и здоровья
Вода имеет первостепенное значение в исламских традициях. Помимо ее тесной связи с очищением и поддержанием жизни, вода восхваляется как источник всего творения, согласно изречению Корана: «Мы сотворили из воды все живое» (21:30), пишет Кристиан Грубер.
Центральное значение воды в сочетании с верой в силу начертанных слов можно найти в таких объектах, распространенных по всему исламскому миру, как чаши для исцеления. Обычно изготовленные из бронзы или латуни, эти сосуды, после наполнения их водой, использовались для исцеления от болезней и сглаза, а иногда даже для предсказания будущего. Они часто украшаются аятами из Корана, числовыми формулами и астрологическими образами.
“Лечение души, исцеление сердца”: вклад средневековых мусульман в клиническую психологию.
Иногда к таким чашам прикреплялась связка бирок. Известные как «сорок ключей» (на персидском – «чихил килид», на турецком – «кырк анахтар»), эти бирки чаще всего содержат басмалу, молитвенные формулы и прекрасные имена Бога. Считается, что они выполняли роль четок (тасбих). Перебирая их, человек мог произносить поминания – пример, когда устная традиция призывания взывания к Богу и Его поминания (зикр) получает материальное воплощение. Более того, сам врач мог произносить формулы исцеления, «перебирая» четки, тем самым добавляя звучности совершению ритуальных возлияний.
На ряде этих чаш есть надписи, указывающие на конкретную цель их изготовления и, таким образом, намекающие на их особые свойства. Например, некоторые обеспечивают защиту от яда, укусов змеи, скорпиона или собаки, в то время как другие предлагают избавление от лихорадки, колик, головных болей, носовых кровотечений, проблем с кишечником и облегчение родовых схваток. Были чаши, призванные снять сердечную боль, сглаз и язвы. Во времена эпидемий считалось, что дезинфицирующий потенциал воды, настоянной на бараке в такой чаше, противодействует ваба – этот термин может означать как «порчу природной среды», так и «эпидемическое заболевание».
Музыкотерапия в исламской медицине.
Чаши использовались и для повышения плодовитости. В 1938 году Бесс Аллен Дональдсон сообщила, что в Иране «женщина, желающая ребенка, брала с собой в баню медную или латунную чашу, к которой прикладываются «сорок ключей». Она наполняла ее сорок раз, выливая себе на голову». Дональдсон отмечала, что чаши с «сорока ключами» также использовались для омовения младенцев на 40-й день их рождения, чтобы защитить их от джиннов.
Помимо таких чаш для исцеления, сакральность воды лучше всего воплощает колодец Замзам в Мекке, к которому стекаются мусульманские паломники. Считается, что эта вода обладает целебными свойствами, поэтому для исцеления ее употребляют напрямую или смешивают с другими жидкостями для создания лечебных зелий. Хотя сейчас ее распространяют в пластиковых бутылках, раньше такую воду хранили в специальных дорогих сосудах, известных как «замзамийя».
Аб-и хаят – источник вечной жизни мусульманских легенд.
Так как вода используется для исламских ритуальных омовений, известны различные чаши с надписями, побуждающие верующих культивировать как духовную, так и физическую чистоту. В качестве примера можно привести блюдо из сине-белого фарфора, изготовленное в Китае, на котором написано слово «чистота» (тахарат).
Исламосфера
Кристиан Грубер – профессор и заведующая кафедрой истории искусств Мичиганского университета в Анн-Арборе, США