Водоснабжение и канализация мусульманских городов в Средневековье
Мусульманские правители уделяли большое внимание тому, чтобы сделать общественные и коммунальные услуги доступными для всех своих подданных, включая водоснабжение домов, мечетей, больниц и медицинских учреждений, публичных библиотек, садов, фонтанов, пишет Марван Хаддад.
С целью обеспечения водоснабжения для сбора воды строились плотины, водохранилища, колодцы, цистерны и бассейны, для ее транспортировки – водные пути, каналы. Для распределения воды создавались трубопроводы и водохранилища на водных путях. Многие из таких объектов до сих пор впечатляют инженеров. Канат, система самотечного водоснабжения, состоящая из подземного туннеля, соединенного с поверхностью серией шахт, была широко распространена в засушливых частях мусульманского мира вплоть до Китая. На улицах мусульманских городов устанавливались сабили – общественные фонтаны для питья и совершения омовения.
В городах существовали трубопроводы, которые снабжали жителей питьевой водой. Как правило, их делали из керамики, обожженного кирпича. К багдадскому дворцу халифа Мансура был подведен трубопровод из тикового дерева, который простирался от Хорасанских ворот. Около 950 г. мусульмане стали создавать водопроводные системы с использованием труб из свинца или цинка, по которым вода поступала в дома, бани и мечети. Они стали первыми, кто сделал это.
Тонущие города: как изменение климата опустошает Ближний Восток.
Наряду с системой водоснабжения уделялось внимание утилизации отходов и канализации. Средневековые мусульманские города, такие как Багдад, Кордова, Фес и Фустат, имели сложные системы утилизации отходов и канализации, состоящие из взаимосвязанных сетей. В Фустате существовали многоэтажные многоквартирные дома (до шести этажей) со смывными туалетами, подключенными к системе водоснабжения, благодаря чему отходы уносились водой в подземные каналы. В Кордове имелись первые контейнеры для отходов и мусороперерабатывающие предприятия для сбора мусора. Свое применение находили и сточные воды. В засушливых регионах исламского мира ими орошали поля.
Наличие канализационно-дренажных сетей в городской среде наряду с наличием туалетов в бытовых помещениях свидетельствует о том, что санитария в средневековых мусульманских землях была намного более продвинутой по сравнению с европейскими городами того же периода.
В мусульманском мире создавались и труды, посвященные отходам и их влиянию на окружающую среду. Работы таких ученых, как аль-Кинди, Куста ибн Лука, ар-Рази, Ибн аль-Джаззар, ат-Тамими и Ибн ан-Нафис, охватывают несколько тем, связанных с загрязнением воздуха, воды, почвы, неправильным обращением с твердыми бытовыми отходами и оценкой воздействия на окружающую среду определенных населенных пунктов.
Канал повелевает использовать возобновляемые источники энергии.
Исламосфера