Волшебная чаша Джамшида: символ вечной мудрости и душевной чистоты в мусульманской литературе
Одним из распространенных образов мусульманской литературы и поэзии является «чаша Джамшида» – джам-э джам. В истоках этого символа разбираются авторы турецкого издания İslam Ansiklopedisi.
Чаша Джамшида – это волшебная чаша, в которой можно увидеть все происходящее в мире. В персидской и тюркской литературе она упоминается под названиями джам-э джам, джам-и джихан-ара (чаша, украшающая мир), джам-и джихан-нума (чаша, показывающая мир), джам-и джихан-бин (чаша, видящая мир), джам-и гити-нума (чаша, показывающая весь свет).
Согласно легендам, джам-э джам наполнена эликсиром бессмертия, а предсказания внутри нее открывают глубокие истины.
Аб-и хаят – источник вечной жизни мусульманских легенд.
Истоки этого образа неясны, хотя чаще всего создание чаши приписывается мифологическому персидскому царю Джамшиду. Об этом царе достаточно подробно говорится в «Шахнаме», но упоминаний о владении им подобной чашей в этом эпосе нет. С другой стороны, согласно «Шахнаме», кубком, в котором можно было увидеть весь мир, владел Кей-Хосров. Бижан, сын богатыря Гива, был схвачен Афрасиабом и брошен в колодец. Его отец сильно горевал по нему и уже потерял надежду найти его, но Кей-Хосров, посмотрев в свой волшебный кубок, узнал, где находится Бижан. После этого Рустам спас его.
Вероятно, Джамшиду эта чаша стала приписываться после того, как в Х веке его образ стал сливаться с образом пророка Сулеймана. Им обоим стали приписываться сходные сверхъестественные способности. О них рассказывали, будто они повелевали дэвами и джиннами, путешествовали по воздуху. Тахт-э Джамшид (Персополь), в иранской мифологии считавшийся столицей персидских царей, одновременно воспринимался как столица Сулеймана. Возникла версия сказания о чаше, примиряющая участие Кей-Хосрова и Джамшида в ее создании. Якобы Джамшид нашел ее, а Кей-Хосров превратил в волшебную.
“Калила ва Димна” – мусульманский бестселлер с полуторатысячелетней историей.
В некоторых источниках джам-э джам отождествляется с зеркалом Искандера. Вероятно, это связано с тем, что обоим этим артефактам приписываются сходные качества – способность показывать находящееся далеко. В целом, в литературе каждому из упоминаемых персонажей приписывается свой набор образов волшебных предметов и явлений. У Сулеймана это кольцо, ветер и чаша, отражающая мир, у Искандера – стена, источник живой воды и та же чаша.
В суфийской литературе джам-э джам означает «душу, очистившуюся от всякого зла», а также является символом мудрости. Омар Хайям писал:
Джамшида чашу я искал, не зная сна,
Когда же мной земля была обойдена,
От мужа мудрого узнал я, что напрасно
Так далеко ходил – в моей душе она.
Вода в мусульманской культуре: источник жизни и символ тайного знания.
Также суфии связывают эту чашу с пророком Сулейманом, а иногда, как у Аттара, с Хизром и источником вечной жизни.
По одной версии, чаша Джамшида является прообразом Грааля – чаши, из которой, как верят христиане, Иисус Христос пил на Тайной вечере. Испивший из Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т.п.
Исламосфера