Второе рождение утерянного каллиграфического почерка на выставке в Шардже
Музей каллиграфии в эмирате Шарджа (ОАЭ) открыл новую выставку, на которой представлены произведения искусства, созданные двумя каллиграфами – знаменитым мастером из Иордании и его учеником из Великобритании.
Выставка “От сердца к перу” (From the Heart to the Pen) представляет собой коллекцию из 34 фрагментов религиозных текстов, изречений и поэтических строк, которые были написаны каллиграфическим почерком иорданским академиком и художником доктором Нассаром Мансуром и его британским учеником, сэром Марком Алленом.
Многие из этих произведений выполнены с использованием каллиграфического почерка «мухаккак», возникшего в XI веке, который практически вышел из употребления спустя несколько столетий, пока его прошлая слава не возродилась в работах доктора Нассара и сэра Марка Аллена.
Эта выставка будет проходить в музее каллиграфии Шарджи до 12 декабря и предоставит уникальную возможность познакомиться с творчество этих двух мастеров, а также воочию увидеть возрождение каллиграфического стиля, который считался навсегда утерянным для мусульманской культуры.
Манал Атайя, генеральный директор Управления музеев Шарджи, сказал: “Мне очень приятно объявить об открытии в музее каллиграфии Шарджи выставки “От сердца к перу”. Эта коллекция по-настоящему захватывает, как с точки зрения визуальной привлекательности, так и с точки зрения актуальности для искусства исламской каллиграфии.
На выставке ‘От сердца к перу’ представлены работы, содержащие фрагменты исламских религиозных текстов, цитат из классической арабской поэзии и высказываний мусульманских деятелей, написанные в стиле «мухаккак», но также и с использованием других почерков, таких как «сульс», «джали», «куфи» и «мурабба». В качестве материала использовались чернила, позолота, глянцевая бумага или картон.
Выставка показывает все перипетии сложной судьбы почерка «мухаккак» на протяжении веков, его процветание в эпоху правления мамлюков и упадок в османский период после смерти турецкого каллиграфа Ахмеда Карахисари, последнего мастера, работавшего в этом стиле около 470 лет назад.
“Искусство каллиграфии течет и пульсирует любовью. Оно формируется с помощью пера в виде букв и выливается в прекрасные сочетания и возвышенные смыслы”, – сказал доктор Мансур.
“Это чистое искусство и эмоции, запечатленные в письменной форме для всех, чтобы они могли увидеть и оценить его”.
Сэр Марк Аллен пояснил, что идея названия выставки была вдохновлена известным высказыванием раннеисламского автора Ибн аль-Мукаффа, который сказал: ”Содержимое сердца известно по названию и видно без зрения”.
“Каллиграфия – это очень красивая форма искусства. Она должна исходить от сердца, а иначе она будет мелким и не сможет проникнуть в совесть читателя”, – сказал он.
Д-р Нассар Мансур, который считается одним из самых знаменитых художников-каллиграфов в арабском мире, сыграл ключевую роль в возрождении этого почерка. Он получил докторскую степень в 2006 г., защитив диссертацию о происхождении и развитии стиля «мухаккак».
Он родился в Иордании в 1967 году и является доцентом исламской каллиграфии и коранических рукописей, членом Ассоциации по изучению исламских рукописей (TIMA) в Кембридже, Великобритания. Он написал и опубликовал множество научных работ по каллиграфии, в том числе две монографии. В настоящее время он является преподавателем в истории исламского искусства, исламской каллиграфии и коранических рукописей в Институте исламского искусства и архитектуры Всемирного университета исламских наук и образования (WISE) в Аммане.
Работы доктора Нассара хранятся в постоянных собраниях национальных музеев многих стран, таких как Британский музей, Современный музей каллиграфии в Москве, Музей Ага Хана в Торонто и Иорданская национальная галерея изобразительных искусств в Аммане.
Сэр Марк Аллен родился в Англии в 1950 году. Он изучал арабский и турецкий языки в Экзетерском колледже в Оксфорде, работал в британском Форин-оффисе в 1973-2004 гг., занимая дипломатические должности в Абу-Даби, Каире, Белграде и Аммане.
В конце 1970-х годов в Каире его наставник в изучении Корана посвятил его в шесть классических арабских почерков. Он продолжал интересоваться ими, обучаясь в частном порядке в Лондоне до 2006 года, когда он был представлен д-р Нассару, который с тех пор является его учителем. Сэр Марк написал четыре книги на тему религии на Ближнем Востоке, отредактировал и написал предисловие к монографии доктора Нассара о почерке мухаккак «Священное письмо» (Sacred Script), изданной в 2011 году в Англии.