Выставка гобеленов в Лондоне демонстрирует печальную судьбу палестинцев
В Лондоне проходит выставка «Палестинский исторический гобелен». Палестинские гобелены не только являются великолепными произведениями искусства, но также служат для палестинцев одним из инструментов объединения и осознания общей идентичности, сообщает The National.
Палестинцы часто сетуют на то, что израильтяне присвоили у палестинцев и объявили своими множество вещей. Среди них земля, природные ресурсы, статус жертвы и даже хумус. Однако, по крайней мере, одной вещью им до сих пор не удалось завладеть. Палестинская вышивка сегодня остается главной и объединяющей частью палестинской культуры.
Палестинское гобеленовое искусство на десятках вышитых изображений хранит многотысячную историю Палестины.
Выставка, сохраняющая исторические палестинские гобелены, открылась в галерее P21 в центре Лондона на прошлой неделе. Ее открытие совпало с 70-й годовщиной резолюции ООН № 194, которая подтвердила право палестинцев на возвращение в свои дома. Право, которое сегодня продолжает игнорироваться Израилем.
Палестинцы сохраняют свое наследие в частных музеях.
По словам Джехан Альфарры, журналистки из Газы, живущей в Лондоне, гобелен “для всех палестинцев, где бы мы они ни находились, был способом документировать и передавать свой коллективный опыт и размышлять о своих перспективах”. “Палестинцы будут всегда сохранять связь с вышиванием – оно занимаеи центральное место в нашей культуре, и это то, что нас объединяет”, – добавляет она.
Организаторы предложили Махмуду Хавари, директору палестинского музея в Бирзейте (Палестина), и Гаду Карми, научному сотруднику Института арабских и исламских исследований Эксетерского университета (Англия), создать историческую хронологию Палестины на гобеленах. Работы, получившиеся в итоге, демонстрируют палестинскую историю начиная с каменного века, включая вид древнего города-крепости Иерихона (8000 до н. э.), и заканчивая изображением Великого марша возвращения (массовые антиизраильские выступление палестинцев весной 2018 года – Исламосфера).
На выставке преобладают гобелены, посвященные современной истории Палестины и отражающие события столетней колонизации, а также трудности, которые пришлось испытать палестинцам. Несколько работ творчески “переосмысливают” исторические документы и личности, в том числе декларацию Бальфура и взятие Иерусалима генералом Алленби, которые способствовали бедам палестинцев.
Красной нитью через сюжеты многих панно, представленных на выставке, проходит палестинская идея “сумуд”– стойкости и терпения палестинцев в борьбе с израильтянами.
“В прошлом и сегодня всегда есть люди, которые пытаются отрицать наше существование “, – говорит Альфарра. “Гобелен же показывает, что мы здесь, он рассказываем миру нашу историю.”
Палестинский музей станет точкой роста для народа Палестины.
Ян Чалмерс создала проект «Палестинский исторический гобелен» в 2012 году. Она работала в лагере беженцев Джабалия в Газе в качестве медсестры от ООН почти пять десятилетий назад. Именно тогда у нее оформилась прочная связь с Палестиной после того, как она стала свидетелем несправедливости, которую испытывал этот многострадальный народ.
“Изображения для гобеленов выбирают, рисуют и сшивают сами палестинки“, – говорит Чалмерс.
Авторами работ, представленных на этой выставке, являются женщины, живущие в самых разных местах – в Газе, на Западном берегу, в Галилее и Ан-Накабе, а также в лагерях беженцев в Ливане и Иордании. – Это способ объединить женщин. Один из гобеленов был создан в эскизе женщиной из Газы и сшит женщиной из Ливана”, – говорит Чалмерс.
Палестинская художница пишет яркие картины о женском страдании и ярости.
Координация такого проекта с женщинами, разбросанными по всему Ближнему Востоку, особенно с учетом ограничений на поездки, введенных Израилем, Египтом и Ливаном, представляла сложность. Однако проблему удалось решить с помощью электронной почты, Skype и телефона. Еще одной проблемой было финансирование. По словам Чалмерс, деньги удалось найти только на оплату работы вышивальщиц.
Иерусалим – жертва культурного геноцида.
“Проект стал настоящим плодом любви для всех вовлеченных в него женщин”, – утверждает Чалмерс, – “особенно для женщин из Газы и лагеря Айн-Аль-Хильве в Ливане”. Альфарра говорит, что проект является прекрасным и вдохновляющим примером работы палестинцев и активистов, сочувствующих их судьбе.
Исламосфера