Хадим Али – австралийский хазарейский художник

В своем творчестве австралийский художник Хадим Али исследует опыт преследований, перемещения и дискриминации народа хазарейцев, к которому принадлежит, пишет Джейсон Смит.


Хадим Али родился в 1978 году в пакистанском городе Кветта в семье беженцев из Афганистана, которые принадлежали к этническому меньшинству хазарейцев. Его родители всю жизнь надеялись, что однажды вернутся на земли своей семьи в провинции Бамиан. В детстве на Али оказал глубокое влияние его дед, который был сказителем «Шахнаме», а также миниатюры, иллюстрирующие эту эпическую поэму Фирдоуси. Позже он изучал миниатюрную живопись в Национальном колледже искусств в Лахоре и каллиграфию в Тегеранском университете в Иране. Хадим Али переехал в Сидней в 2010 году и получил степень магистра в Колледже изящных искусств Университета Нового Южного Уэльса, а сейчас живет и работает как в Кветте и Кабуле, так и в Сиднее.

Источник: Хадим Али

Сложные работы художника охватывают образы из истории, политики, литературы, поэзии и мифологии, исследуя современные события, такие как гражданская война в Афганистане, и опыт преследований, перемещения и дискриминации его народа.

Источник: Sam Hartnett

Размышления на эту тему занимают центральное место в творчестве Хадима Али и формулировании его хазарской идентичности. На протяжении последних двух столетий хазарейцы были жертвами геноцида, перемещения и изгнания. Опыт потерь, который художник выражает в своих работах, касается родины, семьи, чувства места и принадлежности, а также индивидуальной и коллективной сопричастности к истории. Художник заявляет, что этот опыт заставляет хазарейцев «жить воспоминаниями о прошлом». Именно это состояние воспоминания и восстановления обусловливает визуальный лиризм и повествовательную сложность образов Али – они представляют глубоко гуманистический взгляд на историю и продолжающиеся акты бесчеловечности.

Источник: Anna Kucera

Другая точка отсчета, которая повторяется в картинах Хадима Али, – это эпическая поэма Фирдоуси «Шахнаме», или «Книга царей», главный герой которой, Рустам, в последние годы был присвоен талибами (запрещенная в РФ организация) и получил свою интерпретацию, соответствующую политической повестке дня. Дедушка познакомил его с этим шедевром персидской литературы, когда он был еще мальчиком, а иллюстрации к «Шахнаме» позволили ему впервые познакомиться с искусством миниатюры. Переосмысление Хадимом Али героев и злодеев этой эпической поэмы  простирается до сложной инверсии характера джиннов (демонов), которая часто появляется в его картинах. Как говорит художник, в образах этих созданий в его творчестве предстает хазарийский народ: «Мои джинны – это повествование о моем историческом «я» и людях, которые стали перемещенными лицами и лишились своих домов. Демонизация – это дегуманизация хазарейцев».

Источник: Хадим Али/Milani Gallery, Brisbane

Красота, граничащая с уродством, которую мы видим в работах Хадима Али, объясняется тем, что она продиктована таким глубоко личным контекстом разрушения. Как он объясняет: «Это разговор о нескольких слоях исторической травмы и мой своеобразный автопортрет».

Источник: Хадим Али

Серия «Призрачный лотос» (2011-2012), состоящая из изысканно выполненных, до боли пронзительных работ, посвящена буддам Бамиана. Она также представляет травмирующую историю и непреходящее «состояние психической и физической меланхолии» хазарейцев. Территории Хазараджата в центральном нагорье Афганистана, где они испокон веков проживали, включают и провинцию Бамиан, где располагались знаменитые статуи будд, уничтоженные талибами (запрещенная в РФ организация).

Источник: Хадим Али

Хадим Али является участником многочисленных художественных проектов по всему миру и выставок в таких странах, как Великобритания, Япония, Пакистан, Афганистан, Нидерланды, Австралия и другие.

Источник: Daniel Boud

Исламосфера


Джейсон Смит – директор галереи Джилонг в Виктории (Австралия)

Комментарии