Халва – традиционные учебные заведения Судана

Исторические документы свидетельствуют о том, что образование в Судане имеет долгую историю.


Еще в древности здесь обучались египетскому чтению и письму во времена царства Куш (1070 г. до н. э.-350 г. н. э.). Мероитская письменность, используемая для написания кушитского языка, возникла в суданском городе Мероэ между 700 и 300 годами до н.э. С распространением ислама в XIII веке в регионе на территории современного Судана появилась своя система образования, представленная халвой (множественное число – халави). Так назывались школы, которые готовили хафизов, а также давали базовое религиозное образование. В них изучались такие предметы, как фикх (исламское право), арабский язык, тафсир (толкование Корана), арифметика и т.п.

Халави были широко распространены. Например, в 1899 году, во времена государства Махдия, их число оценивалось в 1500, и обучалось в них примерно 60 000 детей.

Учеников исламских школ Нигерии не останавливают голод и нищета.

Источник: gzt.com

Во время турецкого правления (1821-1885) в Судане были созданы первые государственные школы. Их стало еще больше во время британо-египетского правления (1898-1956), а в начале XX века в стране стала создаваться современная система образования. Но школы, как частные, так и государственные, сосредоточены, в основном, в городах. В 2001 году Всемирный банк подсчитал, что в начальной школе учатся 46% учащихся, имеющих право на обучение, а в средней школе – 21%.

Значительная часть детей в Судане по-прежнему получает образование в халави. В 2020 году таких учебных заведений насчитывалось более 30 000. Их популярность объясняется в том числе и тем, что такие школы предоставляют бесплатное питание и жилье, поэтому часто бедные семьи отправляют своих детей туда, а не в государственные образовательные учреждения. Кроме того, в Судане широко распространен суфизм, и в халву, где дается традиционное религиозное образование, также предпочитают отдавать своих детей консервативные семьи. Образование в таких школах остается традиционным – в них учащиеся получают базовые религиозные знания, а также имеют возможность выучить наизусть весь Коран, т.е. стать хафизами.

Ляух – деревянная дощечка для заучивания Корана в африканских медресе.

Источник: gzt.com

Халави, как правило, создаются при мечетях или возводятся рядом с ними. Все потребности учащихся обеспечиваются за счет благотворителей. Но ученики сами готовят себе еду, нередко в медных котлах в очагах, которые топятся дровами. Также они самостоятельно поддерживают чистоту помещений и стирают свою одежду.

Ученики в халву прибывают из самых разных мест. Как из-за финансовых трудностей, так из приверженности традициям они учатся читать и писать на деревянных досках, называемых «ляух». Для записи слов и аятов Корана на них они используют тростниковые перья и чернила, которые изготавливают из сажи.

Выучив записанный урок, ученики моют доску, удаляя запись. Таким образом, после долгого и трудного процесса обучения они становятся хафизами за 2-4 года.

Как живут миллионы беспризорных учащихся исламских школ Нигерии.

Источник: gzt.com

В халве Авлад аль-Махди в городе Омдурман, расположенного к северу от Хартума, получают образование 152 ребенка в возрасте от 8 лет и старше. Условия здесь во многом примитивные, во время уроков ученики сидят прямо на земле, образуя круг.

Хамид Фадл Сид, который учится в Университете Корана и исламских наук, а также является хафизом в халве, рассказывает: «Когда я еще был маленьким, то очень хотел выучить Коран наизусть, и моим единственным желанием было поступить в халву».

Также он объясняет: «Во времена Пророка ниспосланные аяты записывались на шкурах животных, костях, табличках из дерева и камня. Мы продолжаем эту традицию, потому что верим, что в этом заключается благодать (барака). Выучивание сур таким образом происходит быстро, а сами они крепко запоминаются. По этой причине мы используем такие простые методы».

Хикма – образовательный комплекс и архитектурная достопримечательность Нигера.

Источник: gzt.com

Один из учащихся, Умран Мухтар Салих Ахмад, рассказывает, что перебрался сюда из другой халвы, находящейся в провинции Центральный Дарфур, в 2018 году и вот-вот завершит заучивание Корана наизусть.

Ферах Ахмад Мухаммад Исхак из города Нияла заявил, что уже 3 года учится в халве и выучил наизусть 18 джузов. Как он рассказывает, выпускники этого учебного заведения могут работать имамами в мечетях, преподавать на курсах Корана или даже работать в университетах.

Ибрахим Давуд Мухаммад Адам, преподаватель и директор халвы Авлад аль-Махди, говорит, что эти учебные заведения представляют собой образовательные центры, известные всем суданцам, и в них отправляют своих детей те, кто хочет дать им традиционное образование.

Афроцентричные школы – новая тенденция в американском образовании.

Источник: gzt.com

В халве насыщенная учебная программа, и день учащихся расписан по минутам. Как поведал Ибрахим Давуд Мухаммад Адам, день делится на семь частей:

«Дети встают уже в 3 часа ночи, за 2 часа до утреннего намаза. Этот период времени, когда они читают Коран, называется дугшийа. После утреннего намаза они немного отдыхают. Время до 8 часов утра называется рамйа, в это время ученики повторяют уроки.

В период дня, который называется дахавийа и длится до обеда, ученики записывают свои уроки на ляух и учат их наизусть под контролем учителей. После обеда до предвечернего намаза (аср) происходит повторение пройденного. Это время, в которое материал закрепляется и изучается, называется асрия. В период дня, который называется арда и длится до ночного (иша) намаза, ученики повторяют свои уроки в парах. Во время субу, который начинается после ночного (иша) намаза и длится до 9 часов вечера, учащиеся усаживаются на землю, образуя круг – младшие устраиваются внутри, а старшие окружают их. Таким образом урок повторяется в последний раз. После легкого ужина ученики идут отдыхать».

Наводнения образованию не помеха: плавучие школы в Бангладеш.

Источник: gzt.com

Источник: gzt.com

Источник: gzt.com

Источник: gzt.com

Источник: gzt.com

Исламосфера

Комментарии