Хасан аль-Басри: аскет, образец благочестия и отец суфизма
Будучи табиином, человеком из поколения, следующего за сподвижниками Пророка Мухаммада (САВ), Хасан аль-Басри был выдающейся фигурой, суфием, наделенным остротой понимания и красноречием.
Хотя существует множество альтернатив, объясняющих историческое возникновение суфизма, согласно популярной точке зрения, Али ибн Аби Талиб или Абу Бакр ас-Сиддик были первыми суфиями. Все суфийские тарикаты возводят свои родословные к Пророку Мухаммаду (САВ). Однако очевидно, что благочестие и аскетизм, которые являются основополагающими для суфизма, не были распространены среди сподвижников Пророка Мухаммада (САВ). Первоначальное мусульманское общество не отказывалось от какой-либо части или стороны своей жизни. Некоторые мусульмане были склонны оставить некоторые аспекты жизни после смерти Пророка Мухаммада (САВ). Люди начали восхвалять такие формы поведения и чувства, как аскетизм, благочестие и меланхолия, после того как среди лидеров исламского общества возникли политические столкновения.
Басра: упадок некогда славного исламского города.
Первоначально для поведения суфием были характерны частые слезы, непрерывная печаль, страх и любовь к Аллаху. Среди выдающихся деятелей этого начального периода суфизма можно отметить Рабию аль-Адавийю, Саида ибн Мусайяба и Хасана аль-Басри, прославившихся среди мусульман всех возрастов. Аль-Басри и вовсе считается патриархом суфийской традиции.
Ранняя жизнь
Аль-Басри родился в 642 г., через девять лет после смерти Пророка, в Медине, в семье освобожденных рабов Ясара и Хайры. Хайра была служанкой Умм Саламы, жены Посланника Аллаха (САВ). Таким образом Хасан воспитывался в тесном кругу семьи Пророка. Говорят, что Умар ибн аль-Хаттаб дал ему имя Хасан (что означает красивый) и молился за него, когда он был ребенком. Сообщается, что халиф Умар взял его на руки и сказал: «О Аллах, даруй ему понимание в религии и сделай так, чтобы люди полюбили его».
Хасан вырос среди людей, которые отличались высоким нравом; их сердца были наполнены любовью к Аллаху. Но с годами он видел, как общество меняется и люди отходят от пути праведных сподвижников.
Всего Хасан встретился с более 100 сподвижниками Пророка, 70 из которых участвовали в битве при Бадре. Аль-Басри в связи с этим приписываются следующие слова:
Я видел 70 сподвижников битвы при Бадре, если бы вы их знали, то считали бы сумасшедшими. А если бы они знали вас, то посчитали бы, что вы никакого отношения к Исламу не имеете”.
Маруф Кархи – святой, перешедший из христианства в ислам.
Позже Хасан отправился учиться в Вади-аль-Куру. Анас ибн Малик, сподвижник Пророка (САВ), был его наставником.
Семья аль-Басри переехала в Басру после битвы при Сиффине, вооруженного политического столкновения между разными течениями. Басра служила как торговым портом, так и военной базой. Из Басры на восток выходили военные караваны, в некоторых из них участвовал аль-Басри. Он сопровождал Раби ибн Зияда, командира одной из таких экспедиций, в качестве секретаря. Он также участвовал в военной экспедиции на Кабул.
Вернувшись в Басру, Хасан некоторое время служил в должности кадия (исламского судьи) без оплаты по просьбе наместника Сулеймана ибн Харба. После ухода с этого поста он начал проповедческую деятельность. В своих проповедях он главным образом подчеркивал, что истинный мусульманин должен не только избегать грехов, но и пребывать в постоянном страхе перед тем фактом, что смерть неизбежна, и никто не может быть уверен в своей собственной судьбе в следующей жизни. Эта бдительность в конечном счете привела к возникновению аскетизма в Исламе.
Риторика и политика
Аль-Басри обладал природным талантом проповедника. Хотя его проповеди сегодня недоступны в текстовой форме, его современники сообщают, что его стиль представлял собой шедевр риторики. Речь Аль-Басри была беглой и при этом полной мудрости. Некоторые из его тропов и аллюзий до сих пор помнят и используют в суфийских тарикатах.
Аль-Басри был аполитичен в своем отношении к власти. Он никогда не поддерживал династию Омейядов, однако никогда не участвовал в восстаниях против их правления. С другой стороны, он выступал против них в определенных ситуациях, так как обязанностью ученого являлось донесение истины и выступление против несправедливости. Например, он критиковал Муавию – основателя и первого омейядского халифа – когда тот назначил своим наследником Язида, своего сына, потому что тот не обладал должными для этого качествами. Он осудил Хаджаджа, жестокого омейядского наместника.
Что привело Имама Газали в суфизм?
Хаджадж построил величественный дворец недалеко от Басры и призвал его жителей посмотреть на него. Хасан также пошел туда, но не для того, чтобы полюбоваться им, а чтобы предостеречь людей. «Прежде мы взирали на то, что было воздвигнуто самыми отвратительными, и обнаружили, что фараон был самым лучшим из строителей и воздвиг самое высокое из того, что когда-либо было воздвигнуто. И затем Аллах погубил фараона. О, если бы Хаджадж знал, что обитатели небес его презрели, а обитатели земли обманывают его, подкупая своей лестью!..» – сказал он.
Узнав об этом, Хаджадж пришел в ярость и приказал доставить к нему дерзкого ученого и намереваясь казнить его. Когда Хасан вошел и увидел палача, то прошептал что-то. Тут случилось поразительное. Вместо того, чтобы казнить ученого, правитель усадил его на свое место и стал внимать его речам. В конце концов он сказал Хасану: “Ты господин учёных, о Абу Саид!”, и затем проводил его с почестями. На выходе стражник спросил его о том, что он прошептал, когда вошел. Хасан ответил: «Я сказал: “О мой Господь, я прошу Твоей милости и поддержки в момент моей скорби. Сделай его месть прохладой и миром для меня, как ты сделал огонь прохладой и миром для Ибрахима“».
Аль-Басри возблагодарил Аллаха после смерти Хаджаджа и молился, чтобы его политика закончилась вместе с ним.
Основание суфизма
Хасан аль-Басри понимал, что знания в религии приносят мало пользы, если в сердце нет богобоязненности, любви к Аллаху, сострадания, стыда и других подобных качеств. Он видел, что люди, которые разбираются в шариате и читают Коран, совершают поступки, неподобающие мусульманам. Поэтому аль-Басри придавал огромное значение науке излечения сердец.
Аль-Басри предложил «интенсивный» способ благочестия, говоря, что истинный мусульманин должен избегать цвета и вкуса этого мира ради благ, которые будут собраны в другом мире. Благодаря этой ориентации на следующую жизнь вокруг него собрались массы людей. В одной из своих проповедей он сказал: “У каждой уммы есть свои идолы. Идолы этой уммы – золото и серебро”. Аль-Басри всегда подчеркивал, что старается ради другого мира и ничего не делает ради этого. Он воплощал в своих действиях то, о чем проповедовал, и это оказывало огромное влияние на всех окружающих его людей.
Имам Джафар Садык – ученый и святой.
По словам аль-Басри, мунафик (лицемер) способен причинить Исламу больше вреда, чем кафир (неверный). Потому что мусульмане не верят в то, что делает или говорит кафир, но их может обмануть мунафик.
Что касается дебатов о свободе воли и судьбе, то аль-Басри отказался от фатализма и отстаивал идею о том, что люди несут ответственность за свои действия, что заставило некоторых критиков считать его мутазилитом, приверженца рационалистической школы. На самом деле аль-Басри был последователем ахль ас-сунна (мусульман-суннитов). Однако и мутазилиты, и ашариты называли аль-Басри одним из своих основателей.
Для большинства историков и критиков аль-Басри был основателем исламского аскетизма и мистицизма, а это значит, что суфии правы, отводя ему особое положение в своей истории. Он был связующим звеном между сподвижниками Пророка и следующим поколением.
Суфии придумали слишком много историй об аль-Басри, точно так же, как они делали это для каждого благочестивого ученого в Исламе. Согласно одной из этих историй, аль-Басри изначально был торговцем золотом и серебром, но увидел временность богатства, когда заметил, что никто, включая воинов, ученых, слуг, не мог ничего сделать против смерти любимого князя в Византии. Поэтому он решил оставить все материальные блага и посвятил свою жизнь чтению, размышлениям и проповеди.
Аль-Басри умер в октябре 728 года.
Исламосфера (по материалам Хакана Арсланбензера и Абубакра Дациева)