Хиджаб в Иране: был, есть и будет
В иранском обществе культура женского мусульманского дресс-кода – хиджаба – соблюдается с древних времён, предположительно, с эпохи Ахеменидов и по сей день. Корреспондент иранского электронного издания ifpnews.com Фатима Аскари, которая специализируется на теме культуры и образа жизни, осветила некоторые причины прочного исторического положения хиджаба в Иране, а также разнообразие национальной одежды малых этнических групп в этой стране.
На обнаруженных историками изображениях и рисунках как за много веков до прихода в регион ислама, так и после этого, иранские мужчины и женщины посредством одежды сохраняли свое достоинство, закрывая голову и тело.
Исходя из этого, можно сказать, что иранская культура и цивилизация отличается от таких крупных цивилизаций, как, например Греция, в которой мужчины и женщины считали приемлемым выйти в свет частично обнаженными и далеко не полностью покрывали одеждой тело. Более того, иранцы исторически, независимо от пола и сословия, как правило, одевались в более закрытую одежду, чем другие общества.
По словам доцента исторического факультета Университета Фирдоуси в Мешхеде Хади Вакили, движение против хиджаба несколько раз имело место быть в истории Ирана, однако общество никогда его не поддерживало.
“Женщина – скрытое сокровище”: выставка в Музее Востока раскроет тайну красоты.
«Например, в эпоху Древнего Ирана, когда Александр Македонский, а позже Селевкиды вошли на территорию государства, их культура одежды в корне отличалось от местной. Другими словами, они не соблюдали хиджаб, а иранское общество в свою очередь абсолютно не восприняло привнесенную культуру одежды», – сказал он.
«И напротив, скажем, монгольские женщины, так же как и другие этнические меньшинства в Иране изначально не были знакомы с полным хиджабом. Тем не менее, в процессе интеграции в иранскую культуру и общество, малые этнические группы начинают носить одежду иранского стиля», – заключает Хади Вакили.
Еще одно важное событие, направленное против хиджаба в Иране, произошло во время правления шаха Реза-хана Пехлеви уже в XX веке. Это был весьма наглядный пример тирании и модернизации иранского общества силой оружия и штыков. И, несмотря на огромные усилия режима Пехлеви, который использовал любые средства для запрещения хиджаба, этот шаг не был принят населением и был побежден силой многовековой культуры. Часть её уходит своими корнями в культуру иранских племен и их стиль одежды, который насчитывает много сотен лет.
В Англии растет популярность мусульманских брендов мужской одежды.
Буквально несколько дней назад вице-спикер парламента Ирана Али Мотаххари заявил в своем выступлении следующее: «Насколько мне известно, если мы проведем прямо сегодня референдум по хиджабу, то бóльшая часть иранского общества проголосует за него».
Разумеется, несмотря на объединяющий фактор закрытости одежды, костюмы различных этнических групп в регионах Ирана имеют свои весомые отличия. Эти отличия зависят, в частности, от климатических и географических особенностей региона, а также связаны с религиозным и культурным многообразием страны. Самобытность местной одежды каждого народа неразрывно связана с его верованиями и является частью культурного самоопределения.
На представленных ниже фото изображена одежда различных этнических групп в Иране. Это оригинальная одежда, которую носили иранцы на протяжении веков, каждая из которых имеет собственный дух, выраженный в тканях, цветах, орнаментах и формах костюма.
Шальвар-камиз – демократичная одежда мусульман Южной Азии.
Исламосфера