Хильми Шеналп: исламская архитектура отражает веру в Единого Бога

Среди работ турецкого архитектора Хильми Шеналпа такие знаковые объекты, как новая Токийская мечеть в Японии, мечеть Эртугрула Гази в Туркменистане, мечеть Шехитлик в Берлине, Центр Диянета в Мэриленде, являющийся самой большой в США мечетью.


Хильми Шеналп родился в Конье в 1957 году. Закончив в 1981 году Стамбульский технический университет, получил степень магистра строительных систем, а позже – степень магистра истории и реставрации в Техническом университете Йылдыз. В 1983 году создал фирму Hassa Architecture. Вдохновляясь прошлым, в частности, творениями Мимара Синана, Хильми Шеналп получил известность как архитектор, воссоздающий в своих работах классический османско-турецкий стиль. Являясь другом турецкого президента, он даже был прозван «придворным архитектором Эрдогана».

İhaleci arkadaşa özel ödül verdi

Источник: AA

Следование классическим канонам является принципиальной позицией Хильми Шеналпа. Он говорит: «В наши дни модернизм – это название взгляда материалистической западной цивилизации на мир, ее понимание Вселенной, а также ее онтологический и интеллектуальный подход к бытию. Но, по справедливости, «модернизм» разных культур должен быть не имитацией, а «своим», основанным на собственных ценностях и содержать отсылки к своим традициям… Если вы не передадите грядущим поколениям традицию, не обновив ее, или, другими словами, не осовременив, то начнется упадок. После из-за постоянного повторения традиция наскучит и, в конце концов, произойдет разрыв с нею. При этом разрыве происходит культурная диффузия, то есть появившуюся пустоту начинают заполнять другие культуры… Западная цивилизация изобрела религию «современности», когда все оценивается в соответствии с тем, насколько оно «современно». Возникла культура, когда мода «включается» нажатием кнопки и «выключается», когда надоедает. Устаревают машины, технические конструкции… Это, естественно, касается и зданий. В этом смысле наши проекты не имеют никакого отношения к «современной архитектуре». Но Запад достиг своего «модернизма» гармоничным образом. Это итог его развития… А когда мы, стараясь подражать ему, стали пытаться быть «современными», у нас дело не пошло. Мы оторвались от своей традиции, оказались сбиты с толку, и пытаемся снова вспомнить прошлое, как человек, потерявший память. Я считаю, что на мне на данный момент лежат обязанности в этом отношении, и стараюсь сделать все возможное, чтобы исправить ситуацию».

undefined

Токийская мечеть / Источник: Wiiii/Wikipedia

Но архитектор не копирует древние образцы. В таких его творениях, как Музей исламской науки и техники, Османский архив, Мечеть теологического факультета университета Мармара, Мемориал Мучеников 15 июля у Босфорского моста можно наблюдать новые интерпретации традиций. Как говорит Хильми Шеналп, такую интерпретацию допустимо делать, хорошо зная исламскую архитектуру и ее источники. «Мы должны быть в состоянии создавать эффект, который эта архитектура оказывает на людей, используя новые материалы», – говорит он.

Marmara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Camii ve Kültür Merkezi

Мечеть теологического факультета университета Мармара / Источник: icmimarlikdergisi.com

Хильми Шеналп привлёк к себе особое внимание новыми подходами, которые он привнес в архитектуру мечетей. Спроектированные им Токийская мечеть и Турецкий культурный центр, строительство которых было завершено в 2000 году, были включены Японским институтом архитектуры и строительных наук в число 40 избранных архитектурных работ Японии и удостоены наград. Сам архитектор говорит, что тесная связь между архитектурой и религией в исламском мире выражается через геометрические узоры: «Исламская архитектура выражает веру в Единого Бога и гармонию в природе с помощью математических и геометрических форм. Мы можем увидеть эти особенности в геометрических мотивах, мукарнасах и традиционных узорах, таких как руми-хатайи… Геометрические узоры являются очень важным элементом абстракции в исламском искусстве, который отражает исламскую концепцию монотеизма в архитектуре как восприятии Вселенной».

15 Temmuz Şehitler Anıtı ve Müzesi, Kültür Varlıkları ve Müzeler Genel Müdürlüğüne tahsis edildi

Мемориал Мучеников 15 июля у Босфорского моста / Источник: AA

В исламской архитектуре, как говорит Хильми Шеналп, заложено не только понимание пространства, но и времени: «Фактически, мы, люди, живем в трехмерном геометрическом мире, а четвертое измерение – это время. Этот вопрос был поставлен Эйнштейном в его теории относительности. Однако эта проблема была давно известна в исламской мысли и архитектуре, в которой психология пространства решена наилучшим образом. Пространства проектируются с учетом как перемещений людей, так и движений их глаз. Геометрические узоры на здании придают ему свой характер, то есть, каждый раз, когда вы смотрите на них, они снова и снова напоминает вам об идее монотеизма и безупречного порядка в природе. Для этого иногда нужен не только геометрический узор, но и математическая и геометрическая гармония самого здания. Там, где наличествуют эти узоры или гармония, если пропорции построены правильно и такие элементы, как материал, цвет, симметрия и масштаб использованы должным образом, спонтанно возникает эффект воздействия здания. Тот момент, когда вы застыли у входа, будет сопровождать вас даже когда вы пройдете дальше, поскольку время относительно, а для человеческого тела нет времени, есть только момент. Это можно увидеть почти во всех памятниках исламской архитектуры. Ворота сельджукского караван-сарая, фасад османского медресе или даже планировка фасада старого деревянного дома оказывают влияние, которое создает этот внутренний и внешний баланс».

No Image

Центр Диянета в Мэриленде / Источник: Daily Sabah

Хильми Шеналп исходит из того, что нельзя рассматривать архитектуру прошлого без ее культурного контекста. Изучив практически все исламские искусства, он научился играть на классических инструментах, таких как танбур, ребаб и ней, а также освоил традиционный стиль игры на них.

Центр Диянета в Мэриленде / Источник: Daily Sabah

Исламосфера

Комментарии