Хима – старейшие заповедники мира

Созданная еще в доисламские времена хима считается одной из старейших природоохранных систем в мире.


Слово «хима» буквально означает «защищенное или запретное место». Термин использовался на доисламском Аравийском полуострове для обозначения участка земли с растительностью, доступ и использование которого объявлялись запрещенными их владельцами – одним человеком или группой людей. Позже это стало означать заповедник, иногда сезонное пастбище, отведенное для восстановления. Территория, объявленная хима, не могла быть продана, ее нельзя было использовать для получения финансовой выгоды. Выражалось это в виде закрытия некоторых участков для выпаса скота на определенный период, который начинался в сезон дождей или зимой и продолжался до сухого сезона, чтобы травы, кустарники и деревья могли вырасти, а их семена – созреть. На такой территории также могла быть запрещена охота.

Хима могла принадлежать деревенской общине, клану или племени. Вместе с этим, когда-то на Аравийском полуострове существовали тысячи хима, которые племенные вожди, владевшие ими, использовали в качестве личных охотничьих угодий, для выпаса своих стад или для оказания давления на местных жителей, отрезая их от ресурсов.

Что говорил Посланник Аллаха (мир ему!) об охране лесов?

Traditional Himas, KUWAIT - Med-O-Med

Источник: medomed.org

После прихода ислама Мухаммад (саллялаху аляйхи ва саллям) превратил химу из частного анклава в общественное достояние, в котором все члены общины имели долю в соответствии со своим долгом наместников (халифа) Аллаха на земле.

Ислам отменил некоторые прежние практики и изменил функции химы. Кроме того, в фикхе (исламском праве) были выработаны определенные условия, которым должен был соответствовать такой заповедник:

1. Он должен быть учрежден законной исламской властью.

2. Он должен быть установлен на пути Аллаха, т.е. создан для целей, способствующих общественному благу.

3. Территория, отведенная для хима, не должна быть настолько большой, чтобы создавать неоправданные трудности для местного населения или лишать их необходимых ресурсов.

4. Хима должна приносить обществу больше реальной выгоды, чем вреда. Главной ее целью должно быть экономическое и экологическое благосостояние людей.

Арабская аграрная революция изменила облик мусульманского мира.

The Most Beautiful Natural Wonders in Oman

Источник: fodors.com

Система хима успешно действовала на протяжении всего Средневековья. Как можно понять из юридической, географической и исторической литературы того времени, хима существовали как в городах, так и в сельских районах и на землях кочевников. Их размеры варьировались от нескольких гектаров до сотен квадратных километров. Некоторые традиционные хима были лучшими управляемыми пастбищами на Аравийском полуострове. С ранних веков ислама выпас скота на них производился правильно, и они остаются одними из самых известных примеров сохранения пастбищ.

Традиционная система хима под племенным самоуправлением продолжала существовать вплоть до первой половины XX века. Так было в Иордании, Сирии, Йемене и Саудовской Аравии. Но процессы модернизации привели к резкому изменению условий жизни. Кочевники перешли под контроль центральных правительств, земли племен были национализированы. Пастухи стали перевозить животных на грузовиках, выпас скота, в основном, стал осуществляться нанятыми пастухами, а сами стада существенно увеличились в размерах. Растущему населению нужно было больше земли для жилья, ферм и пастбищ, а потребности сельских жителей изменились. Все это привело к упадку системы хима, что незамедлительно сказалось на природе отдельных регионов, приведя к разрушению растительного покрова в результате неконтролируемого выпаса скота и вырубки деревьев, а также чрезмерной охоты на диких животных.

В настоящее время власти разных стран пытаются решить проблему, создавая национальные парки и заповедники. Наряду с этим, некоторые защитники природы Ближнего Востока призывают вернуться к древней модели хима для решения современных проблем сохранения среды обитания.

Горы в исламе: место, где сходится земное и небесное.

Исламосфера

Комментарии