Хирбат аль-Мафджар – величественный дворец эпохи Омейядов

Среди многочисленных памятников исламской цивилизации из зданий меньше всего сохранились дворцы и частные дома. Те, которые дошли до нас, в основном находятся в плохом состоянии. Это любопытное явление связано с культурным восприятием – считалось, что в первую очередь следует сохранять религиозные, образовательные или общественные здания. Другим фактором является политический: дворцы часто подвергались нападению и разрушению со стороны политических противников. Большинство из них были разрушены в результате жестокой мести сразу же после падения власти предыдущего эмира или султана. Это может объяснить судьбу великих дворцов, таких как дворцы Омейядов в Сирии, Иордании и Палестине, Аббасидов в Ираке и Фатимидов в Каире.


Одним из разрушенных дворцов, позволяющих судить о высоком уровне развитии архитектуры в ранний исламский период, является расположенный на территории Иордании Хирбат аль-Мафджар, который еще называют «дворцом Хишама».

Дворцовый комплекс Хирбат аль-Мафджар был построен недалеко от Иерихона во времена правления халифа Хишама ибн Абдельмалика в 724-743 гг. Однако сохранившийся в литературе скромный образ жизни этого правителя не согласуется с великолепием Хирбат аль-Мафджар (рассказывают, что халиф донашивал свою старую одежду, умел печь хлеб и доить коз). Поэтому наиболее вероятным его строителем называют его преемника Аль-Валида II, известного своим роскошным образом жизни.

К сожалению, дворец был заброшен в незавершенном состоянии в 747 году после разрушительного землетрясения. Ученые предполагают, что дворец возводили те же строители, что строили Купол Скалы – некоторые элементы архитектуры напоминают этот знаменитый памятник архитектуры.

Анжар – омейядский город-дворец, соединивший элементы разных традиций.

Источник: bukvoed.livejournal.com

Взгляд на план дворцового комплекса показывает высочайшую утонченность, достигнутую в поздней архитектуре Омейядов. Квадратный двор обнесён галереей и каменными двухэтажными помещениями с кирпичными сводами, к которому с запада примыкал двор с мечетью и баней, с востока — большой внешний двор.

Бани дворца были одними из самых больших и великолепных в мусульманском мире. Богатое декорирование залов показывает, что Аль-Валид II действительно жил в роскоши. Ирригационная система питала дворец и бани от источника, расположенного в 8 км.

Другим впечатляющим элементом дворца являются его украшения, включающие широкий спектр техник и методов. Впечатляющие купола, апсиды, ниши, колонны создают величественную атмосферу. В оформлении дворца широко использовались мрамор и резная штукатурка.

Каср аль-Мшатта – загадочный дворец Омейядов в пустыне.

Источник: bukvoed.livejournal.com

Здесь было найдено одно из самых ранних образцов применения тонких геометрических оконных решеток, выполненных из гипсовой резьбы, вероятно, имитирующие мраморные решетки Большой мечети Дамаска (715 г. н.э.). Особую славу дворцу принесли его хорошо сохранившиеся напольные мозаики, которые считаются одними из наиболее полных, найденных до сих пор. Наличие барельефов и скульптур животных и людей также является редким примером их использования в мусульманском искусстве.

К сожалению, этот величественный дворец был разрушен ещё до его завершения, но он остается уникальным примером роскоши Омейядов и их развитого вкуса к искусству.

Шибам – древний город небоскребов в центре Йемена.

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Источник: bukvoed.livejournal.com

Исламосфера

Комментарии