Хирка: что символизирует плащ дервишей?

Слово «хирка» в переводе с арабского языка означает «кусок ткани, заплатка; старая и заплатанная одежда». Ее также называют «муракка», что тоже переводится как «заплатанная одежда». В ранние века исламской истории ее носили мусульманские аскеты и суфии, а после возникновения тарикатов она стала символом аскетизма и богобоязненности. С течением времени появились самые разные виды хирок, специфичные для отдельных регионов и тарикатов, пишет Сулейман Улудаг.


Уже в VII-VIII в. некоторые мусульманские аскеты начали носить одежду из грубой шерстяной ткани, которая именовалась «аба» или «суф». По одной из версий, именно от нее произошло само слово «суфий». Считается, что первым суфием, введшим в обиход хирку как специфический атрибут, был Абу Бакр аш-Шибли (ум. 945 г.). Начиная с IX в. хирка стала распространяться в разных тарикатах, в это время начали формироваться и связанные с ней традиции и церемонии. Уже такие ранние суфийские авторы, как Сарадж и Абу Талиб аль-Макки ношение старых и заплатанных одежд относили к важным атрибутам суфия.

Турецкая семья, которая со времен Пророка Мухаммада (САВ) хранит его плащ.

Говоря о сакральном значении хирки, суфии приводят истории из жизни Посланника Аллаха (САВ) – предания о том, как он укрыл своим плащом членов своей семьи, подарил свою хирку поэту Кабу ибн Зухайру и Вайсалю Карани.

Источник: А.Севрюгин/ topbloger.livejournal.com

Хирка бывает двух видов. Первый вид – это хирка «послушничества» (ирада), вторая – хирка «благодати» (табаррук). Хирку «послушничества» на мюрида надевает шейх. Это символизирует, что мюрид вручает себя воле шейха и принимает свои обязанности как ученика. Облачение в хирку происходит на специальной церемонии, происходящей в текке. В хирку «благодати» облачают человека, который испытывает интерес к тасаввуфу, но еще не присоединился к какому-то тарикату. Целью при этом является получение благодати.

Наиболее предпочтительным цветом для хирки называли синий. Причиной этого является немаркость этого цвета, что было актуальным для дервишей, проводящих время в странствии. Иззаддин аль-Каши писал, что синий цвет соединяет в себе свет и тьму, радость и печаль.

Культура кухни текке.

Другим распространенным цветом был зеленый. Передается, что Посланник Аллаха (САВ) часто предпочитал этот цвет. Также, как считали суфии, духовные сущности из скрытого (гайб) мира и ангелы носят зеленые одежды. Кроме того, зеленый ассоциируется с именем святого Хидра, символа носителя тайного знания. Некоторые суфии, такие как Джунайд Багдади и Ибн Хафи предпочитали белые одежды. По их словам, видевшие Хидра передают, что он носит белое.

Источник: А.Севрюгин/ topbloger.livejournal.com

Были те, кто считал, что хирка должна быть черной. Так Сайфуддин аль-Бахарзи писал, что дервишу подобает носить черные одежды, так как в этом цвете собраны все остальные цвета. Но некоторые, наоборот, называли ношение черных одежд уподоблением язычникам.

Суфии считали, что в самом слове «хирка» заключен символический смысл. Первая буква «х» указывает на «хашия» («cмирение»), «р» – «радыя» («довольство»), «каф» – «кахр-и нафс» (укрощение нафса), «ха» – «хидаят» («прямой путь»). Талия хирки символизируют терпение, ее рукава – страх перед Алллахом и надежду на Него, пояс – борьбу с нафсом и победу над ним, ворот – на состояние «ясности» (якын).

Как одевались в Османской империи?

В эпоху расцвета тарикатов ношению хирки придавалось большое значение. Даже накшбандия, которые не уделяли особого внимания одеждам, считали хирку одним из средств передачи благодати. Поэтому некоторые суфии, когда не могли устоять перед желанием своего нафса, то снимали с себя хирку, так как она была символом богобоязненности. Передают, что Рузбихан Бакли, влюбившись в одну женщину, снял свою хирку, чтобы не совершать в ней неподобающих для нее деяний.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера

Комментарии