Хусейн-бек из Туркестана – первый башкирский имам

Хусейна-бека проповедовать на земли башкир в XIV в. отправил Ахмед Ясави, а гробницу над его могилой воздвиг Тамерлан.


По легенде, в XIV в. башкирский хан Борак обратился к туркестанскому святому Ходжи Ахмеду Ясави с просьбой прислать своего ученика, который мог бы распространять ислам среди башкир. Выбор наставника пал на Хусейн-бека. Точных сведений о жизни этого благородного человека не сохранилось, и судить о ней можно только на основе преданий и предположений. Вероятно, он родился в начале XIV в. в Туркестане, в юности окончил медресе и стал учеником кого-то из духовных преемников Ходжи Ахмеда, жившего в XII веке. в

Переехав в Башкирию в 1341 г., он поселился в ставке хана. Его проповедь была успешной, у него появилось немало последователей – он распространял ислам и тарикат ясавия среди башкирских племен и родов. Поэтому он заслуженно получил право именоваться первым башкирским имамом. Спустя некоторое время он совершил хадж, а вернувшись, уже именовался титулом хаджи. Помимо прочего, он выполнял обязанности мусульманского судьи – кади. Скончался Хаджи Хусейн-бек в 1366 г. в возрасте 76 лет и похоронен на возвышенности над широкой поймой реки Дема (сейчас это место возле поселка Чишмы Чишминского района Башкортостана). После смерти был признан святым, а его могила стала местом паломничества

Тайказан в Туркестане – символ величия Ходжи Ахмеда Ясави.

Мавзолей Хусейн-бека в Чишмах

Мавзолей Хусейн-бека / Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Согласно ещё одной легенде, не подтверждающейся историческими фактами, в 1393-1394 г. в этих краях, преследуя своего давнего противника Тохтамыш-хана, оказался Тамерлан. Здесь он и решил перезимовать. Следует сказать, что духовным наставником полководца, по легенде, был суфийский учитель Мир Саид Барака, принадлежавший к тарикату ясавия. Узнав, что в могиле на холме покоится его земляк и ученик Ходжи Ахмеда Ясави, Тамерлан приказал воздвигнуть мавзолей. Здесь также был установлен могильный камень с надписью:

Справедливый в своих решениях Хусейн-бек сын Омар-бека… из Туркестана, покойного, боже мой, помилуй милостью обширною, чти же его своим благодетелем. Скончался (девятого) дня благословенного богом месяца четвертого, года семьсот сорокового».

Зимовка оказался трудной для войска Тамерлана, воины страдали от холода, кроме того, среди них вспыхнула эпидемия. Многие погибли, в том числе и шесть военачальников. Их похоронили неподалеку от гробницы Хусейна-бека. Эти захоронения стали началом кладбища Ак-зират, надгробные камни которого возвышаются до сих пор.

Оренбургский караван-сарай – мусульманский памятник Российской империи.

Старые могилы на священном кладбище в Чишмах

Шесть старинных каменных надгробий с эпитафиями на арабском. Считаются что здесь покоятся шесть военачальников Тамерлана / Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Долгие годы гробница почиталась среди башкир как святое место, но к XVIII-XIX вв. она превратилась, фактически, в руины.

Мавзолей Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского

Фотография С.М. Прокудина-Горского, сделанная в 1910 г. Мавзолей в то время представлял собой руины / Источник: С.М. Прокудин-Горский

В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М. Султанова мавзолей был заново отстроен, но при этом он изменил первоначальную форму. От старого здания сохранился лишь фундамент.

Пришедшие к власти большевики, пропагандируя атеизм, всячески пытались стереть из народной памяти воспоминания о святом. За территорией вокруг мавзолея никто не ухаживал, около него и внутри него собирался мусор.

Начало перестройки принесло гробнице, как ни странно, новую напасть. В 1985 г. археологическая экспедиция под руководством Г.Н.Гарустовича начала раскопки внутри мавзолея. Были обнаружены 9 погребений, три из которых принадлежали взрослым и шесть – детям. Все они были захоронены лицом в сторону Мекки. Останки были перевезены в Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. В результате проведенных экспертиз было выявлено, что одно из захоронений вероятнее всего принадлежит имаму Хаджи-Хусейн-беку. Исследования подтвердили легенды – действительно, это был выходец из Средней Азии. Удалось даже воссоздать облик его, а также других людей захороненных в гробнице. Более 30 лет останки находились в институте.

Мавзолей Аппака Ходжи – великолепный памятник уйгурского народа.

Реконструкция облика Хусейн-бека

Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Для верующих подобное обращение с прахом святого человека являлось кощунственным. К ученым стали обращаться сначала общественные организации, затем администрация Чишминского района и ЦДУМ России. В результате этих усилий останки были переданы верующим, и в июле 2016 г. состоялась церемония их перезахоронения.

С 2004 г. по решению Верховного муфтия, при поддержке Правительства РБ в Чишминском районе, а если быть точнее, в поселке Чишмы, где находится мавзолей Хусейн-бека ежегодно стали проводиться съезды мусульман Башкортостана.

Мавзолей Хусейн-бека был огорожен, очищен от мусора, в оконные проемы установлены резные решетки. Сюда приезжают учащиеся школ республики, гости района различного уровня и ранга во время Всероссийских и Всемирных мероприятий.

В Узбекистане снесли и построили заново древний мавзолей.

Могильные камни в мавзолее Хусейн-бека

Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Исламосфера / По материалам Павла Распопова, Рамиля Рахматова.

Комментарии