Юмор в арабской средневековой литературе

Жанр юмористической и сатирической литературы в исламском мире назывался мизах.


Известно, что Коран призывает предаваться размышлениям и запрещает насмешки, а исламская этика принимает серьезность и степенность в качестве основных добродетелей. Исходя из этого, существует мнение, что идеальный мусульманин – это тот, кто мало смеется и всегда печален, вспоминая смерть. По этой причине если кто-то был известен как шутник и весельчак, то подвергались сомнению его показания как свидетеля в суде, также он считался ненадежным передатчиком хадисов и в целом не вызывающим доверия человеком. Вместе с этим существуют хадисы, показывающие, что Пророк (мир ему) одобрял шутки и сам шутил. Большинство его шуток были основаны на иносказаниях и аллегориях. Примером тому может служить случай, когда однажды во время путешествия несколько человек нагрузили свои вещи на слугу по имени Сафина. Посланник Аллаха (мир ему) сказал тогда ему: «Теперь ты действительно стал кораблем (сафина с арабского языка переводится как «корабль»)». Также известно, что Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Сердца утомляются так же, как и тела, давайте им отдых мудрыми словами, те, кто шутит, никогда не стареют». Такие ученые, как Суфьян ас-Саури, утверждали, что шутки и юмор присутствовали в повседневной жизни Пророка (мир ему), его сподвижников (сахаба) и последователей (табиин), а достойные шутки и юмор представляют собой сунну. Своими шутками были известны сахабы Нуайман ибн Амр и Абдуллах ибн Умар, табиин Кади Шурайх. Кроме того, начиная с VII века Медина стала центром школы, поднявшей юмор до уровня литературного жанра.

Джоха: плут, глупец и мудрец из арабского фольклора.

В период Омейядов сформировался класс юмористов из поколения табиинов, и, начиная с Муавии, дворцы халифов открыли свои двери для комических представлений. Шутками были известны такие деятели этого периода, как Муавия, Кади Амаш, Ибн Сирин и Кади Шаби. С Ашаба, знаменитого комика того времени, началось превращение юмора и шуток в средство заработка. Его анекдоты и шутки нашли отражение в литературных произведениях.

Параллельно с экономическим развитием, наблюдавшимся во времена основателя Фатимидского халифата Махди-Биллаха и аббасидского халифа Харуна ар-Рашида, дворцы правителей наполнись юмористами, придворными и клоунами.

Основные формы юмора, наблюдаемые в этот период, можно перечислить следующим образом:

1. Высмеивающие невежество и глупость. Самый известный персонаж такого рода в арабском мире – Джоха. Но в некоторых случаях подобные герои, например, Бахлюль, представлялись мудрецами, которые изображают глупость, чтобы научить чему-то людей. Рассказывали, что багдадский богач по имени Ибн аль-Джассас, герой многих анекдотов такого рода, на самом деле был очень умен, но притворялся простаком, чтобы защитить свое имущество.

2. Высмеивающие тунеядство и попрошайничество. Такого рода юмор, возникший в период Омейядов, получил продолжение в период Аббасидов, и был широко распространен в X веке. В исламском мире этот жанр именовался «туфайли» от имени Туфайля ибн Залляля. Известный своими шутками и хитростью, он посещал свадьбы и банкеты без приглашения, за что был прозван «Туфайль аль-арас» – «свадебный Туфайль». Другими прославленными юмористами, выступавшими во дворцах Аббасидов, были Музаббид аль-Мадини, Гадири, Абу аль-Харис Мухаммад.

Что средневековые мусульманские медики говорили о смехе?

3. Тахаккум. Эта форма юмора напоминает сатиру, и ее целью обычно были критика каких-то явлений с целью их исправления. У нее есть свои приемы, заключающиеся в выражении реакции, противоположной ожидаемой. Например, угроза вместо поздравления, критика вместо похвалы. Такого рода приемы встречаются и в Коране. Например, сообщается, что неверные и лицемеры «будут вкушать» наказание и огонь, хотя в арабском языке глагол «вкушение» (заук) применяется в отношении чего-то вызывающего наслаждения. В тахаккуме некоторые недостатки и странности могут изображаться карикатурно. Рассказывают, что губернатор Басры Суфьян ибн Муавия имел слишком длинный нос. Поэтому Ибн аль-Мукаффа, один из родоначальников арабской художественной прозы, приветствовал его словами «Ас-салям аляйкума» (Салям вам двоим), словно бы признавая нос отдельной личностью. В творчестве арабского писателя Джахиза (775-868) преобладает тахаккум. Его сатирические произведения «Книга о скупых» и «Послание о квадратности и округлости», в которых высмеиваются скряги и приводятся анекдоты о них, считаются вершиной мизаха. Поэтому Джахиза называют основоположником мизаха как литературного жанра.

Первая страница 161-го номера “Карагёза” / Источник :islamansiklopedisi.org.tr

4. Каламбур, игра слов. Встречается в творчестве таких литераторов, как Сахиб ибн Аббад, аль-Маари, Кади аль-Фадль, Имам ад-Дин Исфахани.

5. Отвечать на слова или вопросы собеседника аналогичным образом. Халиф Муса аль-Хади (764-786) спросил безумца (маджнун) Уляйяна: «Что означает слово «Уляйян»?». Уляйян не растерялся и ответил халифу, который имел заячью губу и по этой причине часто не мог закрыть рот: «Муса, что означает фраза «закрой рот»?»

“Шутить изволите”: Ходжа Насреддин, бекташийские анекдоты и “казнить нельзя помиловать”.

6. Находчивость и остроумие. Таким юмором особенно славились бедуины. Один человек, увидев приближающегося бедуина, спрятал стоящую перед ним тарелку с инжиром под одежду. Заведя разговор, он спросил гостя: «Красиво ли ты читаешь Коран?». Бедуин ответил: «Да» и начал читать суру «Тин» со слов «Клянусь оливой», хотя в действительности ее начало звучит как «Клянусь инжиром и оливой». Человек спросил: «А где инжир?» Бедуин ответил: «Разве не у тебя под одеждой?».

Начиная с I века по хиджре стали составлять сборники анекдотов и юмористических рассказов о мудрецах, дураках, сумасшедших, лжепророках, скрягах и тунеядцах. Ибн Надим перечисляет их в своем «аль-Фихристе», но большинство из них не дошли до нас. Вместе с этим некоторые из них можно встретить в произведениях разных авторов того времени, таких как Джахиз.

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии