Юный «Пикассо Палестины» пользуется подручными материалами для создания картин
13-летний Мохаммед Крайк – талантливый художник из Газы, которого прозвали юным «Пикассо Палестины» за его непреодолимую тягу к творчеству и применение нестандартных материалов для создания своих по-взрослому впечатляющих работ. Даже в условиях оккупации Мохаммед импровизирует, используя кофе, песок и клей в качестве альтернативных материалов для рисования.
Крошечные ручки Мохаммеда, кажется, инстинктивно знают, как овладеть каждым произведением искусства, которое почти спонтанно оживает на кончиках его пальцев. Будь то изгибы и морщины на лице пожилой палестинской женщины или одна из его более абстрактных работ – люди всегда впечатлены его вниманием к деталям и подбору неожиданно интересных материалов.
В пятилетнем возрасте Мохаммед пошел по стопам своего старшего брата Малека Крайка и начал рисовать. Прозвище «Пикассо Палестины» он получил не только потому, что следует тем же художественным традициям, что и испанский художник, потому что его абстрактный стиль время от времени напоминает работы Пикассо, но скорее в знак признания качества и масштабов творчества, которое он создает.
7-летний турок прославился на весь мир как “маленький Пикассо”.
В отличие от большинства детей его возраста Мохаммед считает своё искусство чем-то большим, нежели простое хобби. Это его инструмент, позволяющий отражать свое личное счастье и страдания, а также боль и невзгоды окружающих. Мохаммед говорит, что первая «настоящая» картина, которую он написал, очень много значит для него. Это палестинская женщина, воздевающая руки к небу в мольбе с неистовым криком «Хватит!» «Я довольно спокойный мальчик, и мое безумие отражается только в моих картинах», – говорит он, быстро перемещая свои ловкие пальцы по холсту.
Социальные сети облегчили Мохаммеду расширение его деятельности и привлечение широкой аудитории за пределами осажденного сектора Газа. Выставки его работ уже были показаны в нескольких странах, таких как Турция, Иран и Тунис, где его встречали государственные чиновники. Навязанная Израилем осада Газы делает выезд за её пределы почти невозможным для большинства, но Мохаммеду повезло, так как его сторонники помогли получить визы. Однако, к сожалению, его талант кажется недооценённым палестинскими чиновниками, которые уделяют мало внимания тому, на что способен мальчик, а также его популярности на Ближнем Востоке.
Мохаммед живет в лагере беженцев Шеджайя – одном из жилых районов, которые были уничтожены в ходе израильской военной операции летом 2014 года, в результате которой погибло более 2100 палестинцев. Юный Мохаммед понимает, что разрушение – это часть повествования, но она ни в коем случае не должна быть единственной, и поэтому он продолжает размышлять и о более солнечных образах Газы. Даже если он не видит ничего светлого и вдохновляющего, когда наблюдает окружающую его действительность, он может, по крайней мере, изобразить в своем искусстве то, о чем мечтает, думая о своей родине.
Страдания Газы находят отражение в цифровом искусстве.
«Благодаря искусству мы можем быть послами в мире! Одна картина может покорить сердца миллионов», – говорит мальчик с широкой улыбкой, продолжая интенсивно рисовать на холсте. Мохаммед считает, что осада Газы повлияла на его творчество и с практической точки зрения: инструменты для его работы стали редкими и менее доступными. «Я люблю рисовать, даже когда у меня нет красок. Когда краски не пропускали в Газу, в качестве альтернативы я использовал кофе, песок и клей», – рассказывает он, ухмыляясь. Кроме того, даже когда материалы для творчества бывают доступны в Газе, они настолько дороги, что мальчик часто с трудом может себе их позволить.
Однако чем больше Мохаммед рисует, тем быстрее он создает себе имя, и чем активнее это происходит, тем больше художественных принадлежностей он может себе позволить. Теперь он продает портреты людей, чтобы покупать необходимые материалы. Еще одним преимуществом его растущей популярности является то, что на протяжении многих лет юный «Пикассо из Палестины» мог участвовать в конкурсах часто наравне со взрослыми, и каждый раз публика была поражена его талантом. Молодой художник хочет, чтобы его поклонники научились любить Газу и стали сторонниками дела Газы.
Никогда не уклоняющийся от вызовов Мохаммед берется за еще один – установление мирового рекорда Гиннесса, для которого ему нужно создать 100 портретов за одну неделю. Мечта Мохаммеда – использовать свои таланты, чтобы вдохновлять детей в своем лагере для беженцев. Он считает, что все признание и трофеи, которых он добился, также могут быть связаны с будущим любого ребенка в осажденном секторе Газа, и хочет, чтобы остальные дети знали и помнили об этом.
“Не оставляй меня”, или как остаться ребенком, пережив войну.
Исламосфера