Зеркало души: сны в суфийской традиции

В тасаввуфе снам придается большое значение, пишет сайт kimpsikoloji.com.


Современный американский суфийский наставник Ллевеллин Воган-Ли, доктор философии, который занимается исследованием феномена сновидений с точки зрения суфизма, пишет: «Сны подобны зеркалу, в котором мы можем видеть себя. Они отражают наше скрытое «я», раскрывая истинное лицо нашей сути. Через сны мы можем познать эту знакомую, но чужую нам область. Когда мы просыпаемся, наши сны могут стать дверью, через которую можно вернуться одним шагом в мир души. Этот внутренний мир, где каждый духовный путешественник может найти свой собственный путь. Духовный наставник проводит душу через великие океаны, горы и реки, к ее тайным хранилищам, скрытым в ее глубинах. Слишком долго мы на Западе смотрели только на внешний мир. Настолько, что забыли об этом великом путешествии внутрь себя. Однако место, где можно найти истинную красоту и тайну, находится в нашем внутреннем мире»

Согласно известному исламскому философу Ибн Халдуну (ум. 1406), сны могут иметь три источника – Аллаха, ангелов и шайтана. Как пишет этот мыслитель, сны от Аллаха ясны и не требуют толкований. Сны от ангелов нуждаются в истолковании, а сны от шайтана бывают запутанными. В своей знаменитой «Мукаддима» Ибн Халдун называет толкование сновидений одной из религиозных наук, подобной тафсиру (толкованию Корана) и хадисоведению.

Полуденный сон – сунна и польза для здоровья.

Источник: kitapcafe.com

Основатель тариката кубравия Наджм ад-дин Кубра приводит следующие примеры толкования снов: «Например, просто враг может предстать [во сне] в образе собаки, благородный враг – в образе льва, великий человек – в виде горы, падишах – в виде моря, полезный человек – в виде дерева с плодами, бесполезный – в виде дерева без плодов, польза и пропитание – в виде еды, земной мир (дунья) – в виде нечистот (наджасат) или мужа и жены… Такова тайна толкования снов».

В исламской традиции существует такое мнение, что нельзя толковать сны только по соответствующим книгам, то есть подражая… Ибо толкование зависит от личности человека и времени. «Нельзя толковать сны на основе каких-то книг, подобных толкованиям Ибн Сирина. Это запрещено, и толкование производится только с учетом времени и места» [1].

Ибн Халдун также пишет о том, что одни и те же образы могут интерпретироваться по-разному в зависимости от состояния человека: «Море в одном случае указывает на султана, в другом – на обиду, в третьем – на горе и путаницу. Змея – враг в одном случае, сохранение тайны в другом и жизнь – в третьем».

Эти женщины-суфии опередили в праведности мужчин.

Источник: sun9-86.userapi.com

В суфийской традиции в толковании сновидений на первый план выходят состояния нафса и души (рух), а также стоянки (макам) на пути духовного развития. Турецкий суфий и поэт Нияз Мисри (1618-1694), основатель ветви мисрия тариката халватия, толкует сны в соответствии с семью степенями (мартаба) нафса. В каждой из этих степеней сны толкуются по-своему. А степени (мартаба) нафса содержат отсылки к семи планетам и именам Аллаха.

Наше психическое здоровье влияет и на здоровье нашего тела, потому что значительная часть болезней носит психосоматический характер. Другими словами, хотя болезни носчт физический характер, в основе их лежат психологические факторы. В качестве примера можно привести гастрит, язву и гипертонию. Поэтому и снам следует придавать значение с точки зрения нашего психического здоровья. Было бы нелепым утверждать, что Аллах просто так дарует нам сновидения в среднем по 2,5 часа каждый день.

Титус Буркхардт: искусство невозможно понять без суфизма.

Исламосфера


[1] Muhammed Abdülhay el-Kettani, et-Teratibul’l-İdariyye/Hz. Peygamber’in Yönetimi, çev., Ahmet Özel, İstanbul-1990, İz Yay., I/142 vd

Комментарии