Женщины-каллиграфы исламского мира
В исторических источниках утверждается, что число женщин-каллиграфов в одной только Андалусии исчислялось тысячами, пишут Бетуль Ипсирли Аргит и Салим Айдуз.
Среда, в которой появлялись женщины-каллиграфы, была разной. В первую очередь, это был дворец, где давалось хорошее образование. Некоторые из дочерей правителей Сефевидов и Каджаров были искусными каллиграфами. Например, дочь шаха Исмаила Султанем Бану. Кроме дочерей правителей, этим искусством увлекались женщины высшей знати – дочери пашей и визирей. Дочери ученых и каллиграфов также отличились в каллиграфии. В исторических источниках утверждается, что число женщин-каллиграфов в одной только Андалусии исчислялось тысячами. Сообщается, что нередко женщины, копировавшие книги, подписывали свои работы мужскими псевдонимами, не желая открыто заявлять о себе, поэтому не всегда есть возможность узнать о них. История сохранила имена некоторых женщин-каллиграфов Средневековья. По большей части, о них известно из упоминания в каких-то источниках или из подписи на переписанных ими работах. Сведений о жизни большинства из них практически не сохранилось.
Шифа бинт Абдуллах аль-Адавия (VII в.)
Она была сподвижницей Пророка (мир ему), и приходилась родственницей Умару (ас). Образованная женщина, она учила многих людей, например, Хафсу, дочь Умара.
Умм Дарда ас-Сугра (VIII в.)
Как сообщается, она учила людей читать и писать.
Сана (VIII в)
Была наложницей человека по имени Ибн Фаюма, получила иджазу (лицензию) у каллиграфа Исхака ибн Самада.
Фадль (ум. 260/873-74)
Поэтесса эпохи Аббасидов, прославившаяся и как каллиграф.
Гульсум аль-Аттаби (ум. 220/835)
Гульсум аль-Аттаби – вторая по известности женщина-каллиграф, уступающая только Шифе бинт Абдуллах. Жила в Ракке (Сирия). Помимо владения навыкам каллиграфии она также была красноречивым оратором и интересовалась поэзией.
Фадль (Х в.)
Фадль была родом из Кайруана (Тунис) и была наложницей Абу Айюба Ахмада ибн Мухаммада. До наших дней дошел скопированный ею Коран, датированный ноябрем 907 года. Это самая ранняя из сохранившихся работ женщин-каллиграфов.
Духтар-и ибн Мукла Ширази (Х в.)
Арабский каллиграф и просветитель Ибн аль-Бавваб (ум. 1022) сообщает, что обучался у дочери каллиграфа Ибн Муклы Ширази, т.е. Духтар. Одна из ее сохранившихся работ выставлена в Музее каллиграфии Мир Имада в Тегеране.
Музна (ум. 358/969)
Музна была одной из наложниц, воспитанных во дворце андалузских халифов, она выполняла обязанности секретаря и была известна как каллиграф.
Фатима (Х в.)
Фатима была наложницей во дворце андалузского халифа Абд ар-Рахмана III (912–961). Она занималась переписыванием книг, а также выполняла обязанности секретаря при халифе, записывая под его диктовку письма.
Сафия бинт Абд ар-Раби (ум. 417/1026)
Эта женщина-каллиграф и поэтесса также была родом из Андалусии
Фатима аль-Багдади бинт Хасан ибн Али ибн Абдаллах Аттар (ум. 480/1087)
Ее отец был известным аптекарем в Багдаде. Фатима была одним из самых образованных и талантливых каллиграфов своего времени. Считается, что она превзошла своих учителей. Ее даже пригласили во дворец писать дипломатические письма для визиря сельджуков, заплатив 1000 динаров.
Зайнаб Шахда бинт Ахмад ибн Аль-Фарадж ибн Умар аль-Абри (ум. 547/1178)
Помимо каллиграфии, Зайнаб была известна как знаток исламского права и хадисов. Она была учителем Якута, последнего халифа Аббасидов, и придворным каллиграфом.
Ситту ар-Рида бинт Насраллах ибн Масуд (ум. после 567/1171)
Была известна также как знаток хадисов
Эсма Ибрет (р. 1194/1780)
Эсма Ибрет Ханум была дочерью Ахмада Аги, чиновника султанского дворца. Признав ее талант, отец отдал ее в ученицы известному каллиграфу Махмуду Джалялуддину, за которого она впоследствии вышла замуж. Самая ранняя дошедшая до наших дней ее работа Хилье-и Шериф (описание пророка Мухаммада) датируется 1209/1795 годом. Она создала ее в возрасте 15 лет. Сейчас Хилье-и Шериф находится в дворце-музее Топкапы. В музеях и частных коллекциях хранятся и другие ее работы.
Исламосфера