Женские тюрбаны вместо платка вызвали споры в Малайзии
Когда пять лет назад Хелина Мохд Нур решила надеть хиджаб, она повязывала его так, как принято в Малайзии – плотно оборачивала платок вокруг головы, закрывая подбородок и покрывая кусочком ткани грудь. Однако в жарком климате этой страны такой способ повязывания платка иногда доставляет дискомфорт. Согласно шариату, она должна покрывать все части тела, оставляя открытыми только лицо, кисти рук и стопы. И все это тоже, как считают некоторые, причиняет достаточные неудобства в повседневной жизни в жарком климате. South China Morning Post рассказал о проблемах мусульманок, решивших носить платок на голове в виде тюрбана.
«В течение первых двух лет я пыталась найти выход из ситуации», – говорит Нур. Она начала завязывать платок только на голове – тюрбан, оставляя шею открытым. Тогда возникла другая проблема – как закрыть шею. Не было подходящей одежды. И тогда она стала сама создавать модели, которые подходили бы под требования шариата и при этом были комфортными для нее. Сегодня она является дизайнером мусульманской одежды, которая умело сочетает стиль и скромность.
Тийон: исламские истоки афроамериканского головного убора.
Но вслед за этим возникла новая проблема.
«Многие носят тюрбан как стильный атрибут, а не из религиозных принципов. Первое время я не хотела носить тюрбан прилюдно, боясь осуждения», – говорит дизайнер.
Особенность тюрбана в том, что шарф обматывается вокруг головы, оставляя открытым шею. Считается, что этот способ ношения головного убора берет свои истоки из некоторых регионов Азии и Африки. Среди американских знаменитостей тоже есть те, кто любит носить тюрбаны – Алисия Киз и Джада Пинкетт Смит. Малайзийские звезды – певица Юна и актриса Нилофа – тоже популяризовали этот вид головного убора в своей стране.
Yuna: как певица в хиджабе сломала стереотипы мира R&B.
Тюрбан вызвал осуждения, когда дом моды Gucci выпустил сикхский тюрбан за 790 долларов США. Некоторые сикхи Малайзии носят спортивный вид тюрбана.
Растущая популярность хиджаба в виде тюрбана среди мусульманок Малайзии сделала девушек объектом нападок со стороны консервативных мусульман.
«Тюрбан показывает расширение прав и возможностей на границе религии и личности», – объясняет Нурзихан Хассим, старший преподаватель средств массовой информации и коммуникации в малайзийском университете Тейлора, которая изучает проблему внимания к хиджабу в региональных СМИ. По ее словам, мусульманкам не хватает уверенности носить платок так, как им хочется. Только звезды могут быть самими собой, считает она.
8 различных стилей хиджаба со всего мира.
36-летняя Надия Джохари владеет несколькими магазинами мусульманской однажды в Куала-Лумпуре. Она говорит, что продажи тюрбанов намного меньше по сравнению с другими стилями. Бизнесвумен считает, что еще не скоро тюрбан обгонит традиционные стили, если вообще это когда-либо случится.
В этом году актриса Мира Фильза провела в Facebook мастер-класс по завязыванию тюрбана используя хиджаб фирмы Ariani. После этого на нее посыпались сотни комментариев с критикой: “Это не соответствует шариату”; “ты демонстрируешь свою грудь”; “это грех, Мира”. Ее призвали научиться «правильно» повязывать хиджаб.
Доктор Норсалеха Мохд Саллех – старший преподаватель исламских исследований в Международном исламском колледже в Куала-Лумпуре говорит, что три самых важных требования при ношении хиджаба – это поклонение Богу, сокрытие женского силуэта и соблюдение законов шариата. «Как женщины достигают этого, полностью зависит от их собственной креативности. Тюрбан не запрещен просто потому, что его часть не спадает на грудь. Для покрытия шеи и груди можно использовать другие части одежды или аксессуары. Пока вид мусульманок отвечают этим трем требованиям», – говорит она.
Однако для религиозной полиции, которая изучает малайзийские социальные сети, этого может быть недостаточно.
Выставка в музее Вены приоткроет завесу тайны с женского платка.
Несмотря на репутацию Малайзии как оплота умеренного ислама, Дина Заман, автор книги «Я – мусульманка» и основательница исследовательского центра Iman Research, видит, как даже влиятельные корпоративные деятели не освобождаются от «моральных опекунов общества», которые придираются к тому, что по сути, является личным религиозным выбором каждого.
В свою очередь мусульмане, которые яро критикуют тюрбан, считают это своим священным долгом перед исламом.
Исламосфера