Жизнь и наследие Абдульбаки Байкары: Последний шейх Еникопы Мевлевихане
Абдульбаки Байкара — одна из самых ярких и значимых фигур турецкой истории, принадлежащая к числу выдающихся представителей суфийского братства мевлеви. Его жизнь, наполненная духовным поиском, преподаванием, музыкой и преданностью традициям, олицетворяет собой не только эпоху культурных перемен в Османской империи и Турецкой Республике, но и глубочайшие аспекты мистицизма и духовной практики, которые сформировали турецкую культуру и религиозную жизнь того времени.
Ранние годы и обучение
Абдульбаки Байкара родился 20 июля 1883 года в районе Еникопы в Стамбуле, в стенах знаменитого Мевлевихане (Мевлевийского дома). Его семья была глубоко вовлечена в религиозную жизнь и традиции, связанные с орденом мевлеви. Его отец, шейх Мухаммед Джелаледдин, и дед Осман Салахаддин были выдающимися шейхами этого ордена, и их влияние на Абдульбаки с самого раннего возраста стало решающим в его духовном воспитании.
Сначала Абдульбаки учился в медресе, где изучал арабский и персидский языки, а также основы исламской мистики. Он получил образование в традиционной исламской школе, что позволило ему усвоить основы исламского учения и погрузиться в изучение богатого наследия мистической традиции. Это образование также включало изучение Корана, хадисов и ислама в контексте суфизма. Однако его обучение не ограничивалось лишь традиционными религиозными дисциплинами. Абдульбаки также уделял внимание художественному образованию и обучался музыке, что сыграло огромную роль в его дальнейшем духовном и музыкальном развитии.
Ахмед Ремзи Акьюрек – последний мевлевийский шейх.

Абдульбаки Байкара родился 20 июля 1883 года в районе Еникопы в Стамбуле, в стенах знаменитого Мевлевихане / Источник: GZT
Мевлеви и музыкальное наследие
Мевлеви, орден, к которому принадлежала семья Абдульбаки, славился своей уникальной духовной практикой, включающей в себя медитации, танцы и музыку. Основателем ордена был знаменитый персидский поэт и философ Джалаладдин Руми, и философия мевлеви глубоко укоренилась в суфийской традиции, учившей, что через мистическое соединение с Богом можно достичь истины и внутреннего просветления.
Абдульбаки с детства был знаком с этой практикой. Музыка и танцы мевлевийцев, особенно знаменитый «вертящийся танец» или семa, играли ключевую роль в их духовных практиках. Сама по себе музыка была не только способом выражения эмоций, но и духовным инструментом, который помогал искать связь с божественным. В своей зрелой жизни Абдульбаки стал выдающимся музыкантом, преподавателем и продолжателем традиций мевлеви. Он с особым усердием и любовью обучал своих учеников, передавая им секреты музыкальной теории, танцевальных движений и философии суфизма.
Для него музыка и танец были не только способами выражения, но и путями достижения божественного света. Этот взгляд на музыку как на нечто более, чем просто искусство, был отличительной чертой Мевлевийского ордена. Музыка, как говорил Абдульбаки, позволяла человеку очистить свое сердце и душу, достигнув глубочайшего единства с миром.
Улу Ариф Челеби – шейх, распространивший тарикат мевлеви.

В своей зрелой жизни Абдульбаки стал выдающимся музыкантом, преподавателем и продолжателем традиций мевлеви. Он с особым усердием и любовью обучал своих учеников, передавая им секреты музыкальной теории, танцевальных движений и философии суфизма / Источник: GZT
Духовная роль Абдульбаки в Еникопе Мевлевихане
В 1903 году, после смерти его отца, Абдульбаки стал шейхом Мевлевихане в Еникопе, сменив его на этом высоком посту. Это было не просто продолжение семейной традиции, но и важная духовная миссия. Как шейх, Абдульбаки нес ответственность за сохранение и развитие духовных практик, обучения и поддержания культуры мевлевийцев в условиях социально-политических изменений.
В Еникопе Мевлевихане, расположенном в Стамбуле, Абдульбаки создал для своих учеников уникальную атмосферу для изучения исламской мистики и музыкальных традиций. Он не только продолжал преподавать и углублять знания, которые передавались ему с детства, но и активно занимался распространением учения Руми, подчеркивая важность любви и самоотверженности как основ духовной жизни. Этот период был временем, когда большое количество молодежи из разных уголков Османской империи и других стран стремились познакомиться с учениями и практиками мевлеви, и Абдульбаки сыграл важную роль в воспитании нового поколения духовных лидеров и музыкантов.
“Манакиб аль-арифин” – жизнеописания святых ордена мевлеви.

Даже в трудные времена Абдульбаки Эфенди радовал окружающих своим остроумием и умел развеять уныние, в котором они пребывали / Источник: GZT
Закрытие суфийских орденов в Турции
Однако в 1925 году произошел один из самых значимых и трагичных событий для всех суфийских орденов Турции. В этом году был принят закон, запрещающий деятельность всех суфийских орденов и закрывающий их обители, включая знаменитые Мевлевихане. Этот жесткий шаг был частью более широкой политики нового турецкого правительства, стремившегося модернизировать страну и создать светское государство, свободное от влияния религиозных организаций.
Это решение стало настоящим ударом по духовной жизни и культурному наследию Турции. Еникопы Мевлевихане, где Абдульбаки продолжал свою деятельность, также был закрыт. Суфийские братства лишились своих домов, и многие духовные лидеры, включая Абдульбаки, были вынуждены искать новые способы сохранения своих традиций и продолжения преподавания. Для Абдульбаки это было временем глубоких раздумий и испытаний. Несмотря на давление и вызовы со стороны властей, он не отказался от своих принципов и веры, продолжая преподавать и передавать знания, несмотря на внешние трудности.
Матбах-и шериф – кухня в обителях мевлеви.

После закрытия Мевлевихане Абдульбаки Эфенди и его семья столкнулись с серьёзными трудностями. Хотя ему удавалось содержать семью, подрабатывая на нескольких временных работах, настоящее облегчение он нашёл в работе преподавателем персидского языка в Дарульфюнуне / Источник: GZT
Последние годы и смерть
В 1934 году, после введения закона о фамилиях, Абдульбаки получил фамилию Байкара. Этот период стал временем переосмыслений и новых шагов в его жизни. Он продолжал преподавать, работать в различных учебных заведениях, в том числе в Дарульфунун, где обучал будущих интеллектуалов и духовных лидеров. Его учеников и последователей всегда привлекала его глубокая духовность, способность передавать знания и созидать атмосферу для глубоких размышлений и самосовершенствования.
Несмотря на политические изменения, которые затронули страну, Абдульбаки оставался верен своему учению и вере. Он продолжал практиковать свои идеи, поддерживал старые традиции и стремился дать молодежи ценное понимание искусства, культуры и духовности. В период, когда Турция переживала переход от Османской империи к республике, а также в контексте запретов и ограничений, Абдульбаки Байкара оставался последним шейхом, который активно преподавал и поддерживал мевлевийские традиции в своем родном регионе.
Абдульбаки Байкара ушел из жизни в 1935 году. Но его наследие продолжает жить, оставив яркий след в истории Турции и суфийского мистицизма. Через его преподавание, музыку и верность духовным принципам, Абдульбаки оставил после себя богатое культурное и духовное наследие, которое до сих пор оказывает влияние на духовное и культурное развитие не только Турции, но и всего мусульманского мира.
Музей мевлевихане Галаты знакомит посетителей с суфийской культурой.

В 1934 году, после введения закона о фамилиях, Абдульбаки получил фамилию Байкара / Источник: GZT
Наследие Абдульбаки Байкары
После смерти Абдульбаки Байкары его имя продолжает ассоциироваться с духовной стойкостью и преданностью культурным традициям. Его жизнь — это яркий пример того, как человек, несмотря на внешние и внутренние трудности, может оставаться верным своим духовным убеждениям и продолжать передавать знания и культуру будущим поколениям. Абдульбаки оставил глубокий след в мевлевийской традиции, не только через свои учения, но и через свою музыку и практики, которые он преподавал.
Сегодня его наследие продолжает жить в музыке, танцах и учениях, которые передаются новым поколениями. Несмотря на тяжелые социальные и политические условия его времени, он сумел сохранить ценности, которые имели для него смысл, и передал эти ценности своим ученикам. Мевлевийские ордены и их традиции продолжают существовать, хотя и в измененном виде, и фигура Абдульбаки Байкары остается не только частью духовной истории Турции, но и частью мирового наследия, которое сохраняется и почитается многими.
Какие музыкальные инструменты использовались в тарикате мевлеви?

Шейх Абдульбаки Байкара Эфенди с Шерефеддином Ялткая и Хасаном Али Юджелем (1925) / Источник: GZT
Дени Абдулкаримов
