Жизнь и наследие Абдульбаки Байкары: Последний шейх Еникопы Мевлевихане

[TheChamp-Sharing]

Абдульбаки Байкара — одна из самых ярких и значимых фигур турецкой истории, принадлежащая к числу выдающихся представителей суфийского братства мевлеви. Его жизнь, наполненная духовным поиском, преподаванием, музыкой и преданностью традициям, олицетворяет собой не только эпоху культурных перемен в Османской империи и Турецкой Республике, но и глубочайшие аспекты мистицизма и духовной практики, которые сформировали турецкую культуру и религиозную жизнь того времени.


Ранние годы и обучение

Абдульбаки Байкара родился 20 июля 1883 года в районе Еникопы в Стамбуле, в стенах знаменитого Мевлевихане (Мевлевийского дома). Его семья была глубоко вовлечена в религиозную жизнь и традиции, связанные с орденом мевлеви. Его отец, шейх Мухаммед Джелаледдин, и дед Осман Салахаддин были выдающимися шейхами этого ордена, и их влияние на Абдульбаки с самого раннего возраста стало решающим в его духовном воспитании.

Сначала Абдульбаки учился в медресе, где изучал арабский и персидский языки, а также основы исламской мистики. Он получил образование в традиционной исламской школе, что позволило ему усвоить основы исламского учения и погрузиться в изучение богатого наследия мистической традиции. Это образование также включало изучение Корана, хадисов и ислама в контексте суфизма. Однако его обучение не ограничивалось лишь традиционными религиозными дисциплинами. Абдульбаки также уделял внимание художественному образованию и обучался музыке, что сыграло огромную роль в его дальнейшем духовном и музыкальном развитии.

Ахмед Ремзи Акьюрек – последний мевлевийский шейх.

Abdülbâkî Efendi, 20 Temmuz 1883 Yenikapı Mevlevihane’sinde dünyaya geldi.

Абдульбаки Байкара родился 20 июля 1883 года в районе Еникопы в Стамбуле, в стенах знаменитого Мевлевихане / Источник: GZT

Мевлеви и музыкальное наследие

Мевлеви, орден, к которому принадлежала семья Абдульбаки, славился своей уникальной духовной практикой, включающей в себя медитации, танцы и музыку. Основателем ордена был знаменитый персидский поэт и философ Джалаладдин Руми, и философия мевлеви глубоко укоренилась в суфийской традиции, учившей, что через мистическое соединение с Богом можно достичь истины и внутреннего просветления.

Абдульбаки с детства был знаком с этой практикой. Музыка и танцы мевлевийцев, особенно знаменитый «вертящийся танец» или семa, играли ключевую роль в их духовных практиках. Сама по себе музыка была не только способом выражения эмоций, но и духовным инструментом, который помогал искать связь с божественным. В своей зрелой жизни Абдульбаки стал выдающимся музыкантом, преподавателем и продолжателем традиций мевлеви. Он с особым усердием и любовью обучал своих учеников, передавая им секреты музыкальной теории, танцевальных движений и философии суфизма.

Для него музыка и танец были не только способами выражения, но и путями достижения божественного света. Этот взгляд на музыку как на нечто более, чем просто искусство, был отличительной чертой Мевлевийского ордена. Музыка, как говорил Абдульбаки, позволяла человеку очистить свое сердце и душу, достигнув глубочайшего единства с миром.

Улу Ариф Челеби – шейх, распространивший тарикат мевлеви.

Abdülbâkî Baykara Efendi, Yenikapı Mevlevihanesi’nde devrinin en önemli musikişinaslarından çokça eser meşk etti.

В своей зрелой жизни Абдульбаки стал выдающимся музыкантом, преподавателем и продолжателем традиций мевлеви. Он с особым усердием и любовью обучал своих учеников, передавая им секреты музыкальной теории, танцевальных движений и философии суфизма / Источник: GZT

Духовная роль Абдульбаки в Еникопе Мевлевихане

В 1903 году, после смерти его отца, Абдульбаки стал шейхом Мевлевихане в Еникопе, сменив его на этом высоком посту. Это было не просто продолжение семейной традиции, но и важная духовная миссия. Как шейх, Абдульбаки нес ответственность за сохранение и развитие духовных практик, обучения и поддержания культуры мевлевийцев в условиях социально-политических изменений.

В Еникопе Мевлевихане, расположенном в Стамбуле, Абдульбаки создал для своих учеников уникальную атмосферу для изучения исламской мистики и музыкальных традиций. Он не только продолжал преподавать и углублять знания, которые передавались ему с детства, но и активно занимался распространением учения Руми, подчеркивая важность любви и самоотверженности как основ духовной жизни. Этот период был временем, когда большое количество молодежи из разных уголков Османской империи и других стран стремились познакомиться с учениями и практиками мевлеви, и Абдульбаки сыграл важную роль в воспитании нового поколения духовных лидеров и музыкантов.

“Манакиб аль-арифин” – жизнеописания святых ордена мевлеви.

Abdülbâkî Efendi zor zamanlarda bile nükteleriyle etraftakilere neşe verir, içinde bulundukları kasvetli havayı dağıtmayı bilirdi.

Даже в трудные времена Абдульбаки Эфенди радовал окружающих своим остроумием и умел развеять уныние, в котором они пребывали / Источник: GZT

Закрытие суфийских орденов в Турции

Однако в 1925 году произошел один из самых значимых и трагичных событий для всех суфийских орденов Турции. В этом году был принят закон, запрещающий деятельность всех суфийских орденов и закрывающий их обители, включая знаменитые Мевлевихане. Этот жесткий шаг был частью более широкой политики нового турецкого правительства, стремившегося модернизировать страну и создать светское государство, свободное от влияния религиозных организаций.

Это решение стало настоящим ударом по духовной жизни и культурному наследию Турции. Еникопы Мевлевихане, где Абдульбаки продолжал свою деятельность, также был закрыт. Суфийские братства лишились своих домов, и многие духовные лидеры, включая Абдульбаки, были вынуждены искать новые способы сохранения своих традиций и продолжения преподавания. Для Абдульбаки это было временем глубоких раздумий и испытаний. Несмотря на давление и вызовы со стороны властей, он не отказался от своих принципов и веры, продолжая преподавать и передавать знания, несмотря на внешние трудности.

Матбах-и шериф – кухня в обителях мевлеви.

Tekkelerin kapılarına mühür vurulmasıyla Abdülbâkî Efendi ve ailesi büyük sıkıntılarla karşı karşıya kaldı. Geçici olarak birkaç işte çalışarak ailesinin geçimini sağladıysa da asıl ferahlığı Darulfünun’da yaptığı Farsça hocalığıyla buldu

После закрытия Мевлевихане Абдульбаки Эфенди и его семья столкнулись с серьёзными трудностями. Хотя ему удавалось содержать семью, подрабатывая на нескольких временных работах, настоящее облегчение он нашёл в работе преподавателем персидского языка в Дарульфюнуне / Источник: GZT

Последние годы и смерть

В 1934 году, после введения закона о фамилиях, Абдульбаки получил фамилию Байкара. Этот период стал временем переосмыслений и новых шагов в его жизни. Он продолжал преподавать, работать в различных учебных заведениях, в том числе в Дарульфунун, где обучал будущих интеллектуалов и духовных лидеров. Его учеников и последователей всегда привлекала его глубокая духовность, способность передавать знания и созидать атмосферу для глубоких размышлений и самосовершенствования.

Несмотря на политические изменения, которые затронули страну, Абдульбаки оставался верен своему учению и вере. Он продолжал практиковать свои идеи, поддерживал старые традиции и стремился дать молодежи ценное понимание искусства, культуры и духовности. В период, когда Турция переживала переход от Османской империи к республике, а также в контексте запретов и ограничений, Абдульбаки Байкара оставался последним шейхом, который активно преподавал и поддерживал мевлевийские традиции в своем родном регионе.

Абдульбаки Байкара ушел из жизни в 1935 году. Но его наследие продолжает жить, оставив яркий след в истории Турции и суфийского мистицизма. Через его преподавание, музыку и верность духовным принципам, Абдульбаки оставил после себя богатое культурное и духовное наследие, которое до сих пор оказывает влияние на духовное и культурное развитие не только Турции, но и всего мусульманского мира.

Музей мевлевихане Галаты знакомит посетителей с суфийской культурой.

2 Temmuz 1934 tarihinde yürürlüğe konulan soyadı kanunu sonrasında Abdülbâkî Efendi

В 1934 году, после введения закона о фамилиях, Абдульбаки получил фамилию Байкара / Источник: GZT

Наследие Абдульбаки Байкары

После смерти Абдульбаки Байкары его имя продолжает ассоциироваться с духовной стойкостью и преданностью культурным традициям. Его жизнь — это яркий пример того, как человек, несмотря на внешние и внутренние трудности, может оставаться верным своим духовным убеждениям и продолжать передавать знания и культуру будущим поколениям. Абдульбаки оставил глубокий след в мевлевийской традиции, не только через свои учения, но и через свою музыку и практики, которые он преподавал.

Сегодня его наследие продолжает жить в музыке, танцах и учениях, которые передаются новым поколениями. Несмотря на тяжелые социальные и политические условия его времени, он сумел сохранить ценности, которые имели для него смысл, и передал эти ценности своим ученикам. Мевлевийские ордены и их традиции продолжают существовать, хотя и в измененном виде, и фигура Абдульбаки Байкары остается не только частью духовной истории Турции, но и частью мирового наследия, которое сохраняется и почитается многими.

Какие музыкальные инструменты использовались в тарикате мевлеви?

Şeyh Abdulbaki Baykara Efendi, Şerefeddin Yaltkaya ve Hasan Ali Yücel'le birlikte. (1925)

Шейх Абдульбаки Байкара Эфенди с Шерефеддином Ялткая и Хасаном Али Юджелем (1925) / Источник: GZT

Дени Абдулкаримов

Комментарии