Знаете ли вы, что мусульмане правили частью Италии более 200 лет?

Говоря об исламе на европейском континенте, основное внимание обычно уделяется исключительно периоду мусульманской Испании (Аль-Андалус), который длился с 711 по 1492 год и Османской империи, которая простиралась от Анатолии до Юго-Восточной Европы. Между тем многие забывают об эпохе мусульманского правления на Сицилии, острове у южного побережья Апеннин. Именно здесь мусульманские династии правили более 200 лет, а значительное мусульманское население называло остров своим домом, пишет Фирас Альхатиб.


Правление Аглабидов в Северной Африке

Мусульманское завоевание Северной Африки можно рассматривать как продолжение постоянной войны между мусульманскими государствами и Византийской (Восточно-Римской) империей, которая восходит к жизни Пророка Мухаммада (САВ).

После первоначального всплеска мусульманской экспансии во время халифа Умара (634-644 гг.), который завоевал Египет и восточную половину современной Ливии, во время халифов Усмана и Али мусульманская военная активность замедлилась.

Дальнейшая военная деятельность продолжилась после установления Омейядского халифата Муавией в 661 году. К концу VII века мусульманские армии под командованием Мусы ибн Нусайра достигли берегов Атлантического океана в Марокко.

Сицилийцы имеют генетическое родство с исламским миром.

Осада Сиракуз арабами / Источник: ru.wikipedia.org

Власть Омейядов в Северной Африке была слабой. В то время как крупные города вдоль побережья находились под твердым контролем Омейядов, в сельских районах доминировали коренные жители региона, амазиги.

Относительная автономия Северной Африки только усилилась после прихода к власти Аббасидов в 750 г.

Из-за трудностей, связанных с управлением отдаленной Северной Африкой, правительство Аббасидов позволило местному губернатору Ибрахиму ибн аль-Аглабу прийти к власти и основать полуавтономную династию, с центром в Кайруане (совр. Тунис) в 799 г., которая номинально приняла власть Аббасидов.

В отличие от более ранних Омейядов, сосредоточившихся на экспансии, ранний Аглабидский эмират сосредоточился на управлении конкурирующими группировками в пределах своих владений, в частности постоянной армией арабов и местными амазигами.

Отголоски Аль-Андалуса: португальский город чествует свое забытое исламское прошлое.

Арабо-нормандское искусство и архитектура сочетали западные черты (такие как классические колонны и фризы) с типичными арабскими украшениями и каллиграфией / Источник: en.wikipedia.org

Завоевание Сицилии

Во время нестабильности в начале 9 в. состоялась аглабидская экспедиция на Сицилию. Политические проблемы на острове привели к появлению при дворе Аглабидов в 826 г. Евфимия, византийского военачальника, поднявшего восстание против Византии.

Причины его восстания неясны, и аглабидский эмир Зиядат-Аллах I сначала не решался предложить ему помощь, особенно учитывая, что в 817 г. все еще действовал мирный договор с Византией.

Кроме того, вторжению способствовала деятельность Асада ибн аль-Фурата. Он был знатоком исламского права (фикха) и учился у Имама Малика, а также у двух учеников Имама Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммеда аш-Шейбани.

Аль-Фурат был политически активен и пользовался большим уважением среди народа. Для Зиядат-Аллаха он был помехой, которая потенциально могла вызвать проблемы, особенно учитывая шаткую стабильность эмирата.

К счастью для эмира, аль-Фурат был сторонником вторжения на Сицилию, утверждая, что мирный договор утратил силу из-за захвата Византией нескольких мусульманских купцов.

Для Зиядат-Аллаха ситуация была идеальной. Он мог одновременно напасть на византийцев, ослабив их торговое присутствие в центральной части Средиземного моря, и укрепить свою собственную власть, послав Асада ибн аль-Фурата в военную экспедицию.

Но экспедиция закончилась гораздо более успешно, чем можно было предположить. Армия (которая, вероятно, насчитывала не более 10 000 человек) покинула Северную Африку в июне 827 г. и через несколько дней прибыла на западное побережье Сицилии.

Асад ибн аль-Фурат: ученый, который стал командующим армией.

Аглабидская четверть динара, отчеканенная на Сицилии (879 г.) / Источник: ru.wikipedia.org

Последовавшая затем ожесточенная битва между войсками Асада ибн аль-Фурата и местной византийской армией закончилась победой мусульман и отступлением большинства византийских солдат в укрепленные города Палермо и Сиракузы, расположенные на Северном и восточном побережьях острова соответственно.

После неудачной осады Палермо в 828 г., в ходе которой Асад ибн Аль-Фурат скоропостижно скончался от болезни, мусульманская армия ушла вглубь страны, преследуемая византийцами, усиленными солдатами и кораблями, переброшенными из Эгейского моря.

После многочисленных потерь в битвах и от болезней, кампания, казалось, была на грани провала, но в 830 г. на Сицилию прибыло войско из Аль-Андалуса и пополнило остатки аглабидских отрядов.

Это был поворотный момент, после которого мусульманская армия начала успешное наступление на Палермо, и уже вскоре Сицилия стала считаться провинцией Аглабидского эмирата, с функционирующим правительством и экономикой.

Завоевание происходило постепенно. Деревни и города по отдельности попадали под контроль мусульман. Сиракузы были окончательно завоеваны в 878 г., а последние византийские владения были захвачены в 965 г.

Что касается управления, то система, созданная на острове, была аналогична системе управления Аглабидов в других регионах. Провинцию возглавлял губернатор, который номинально находился под властью аглабидского эмира в Кайруане, но зачастую управлял ею вполне самостоятельно.

В то время как мусульмане подчинялись исламским законам, диктуемым судьей (кади) и религиозными учеными, христиане и евреи были свободны подчиняться своим собственным законам до тех пор, пока они платили подушный налог (джизья) и земельные налоги (харадж). Мусульмане облагались налогом на милостыню (закят) и земельным налогом.

Почему исламофобия не пустила корни в Португалии?

Italy 1000 AD-ru.svg

Сицилийский эмират на рубеже 10-11 вв. / Источник: ru.wikipedia.org

Правление Фатимидов

В начале 10 в. в Северной Африке возникло важное движение, которое затронуло весь исламский мир. В 909 г. предполагаемый потомок Пророка Мухаммада (САВ) Абдулла аль-Махди провозгласил себя имамом шиитской общины исмаилитов и законным лидером мусульманского мира.

Используя сеть информаторов и прозелитов по всей Северной Африке и играя на недовольстве амазигов арабами, он быстро укрепил власть и захватил Кайруан, свергнув династию Аглабидов.

С момента своего создания эмират Сицилия был связан с правителями Северной Африки, и местные лидеры считали, что так будет продолжаться и с шиитскими Фатимидами.

Представитель Сицилии, попытался встретиться с лидером Фатимидов, чтобы обеспечить относительную автономию Сицилии, но был заключен в тюрьму в Северной Африке. Вместо него аль-Махди послал шиитского правителя и кадия править островом от имени имама.

Новая Фатимидская администрация проводила жесткую политику, направленную на подчинение провинции. Попытка прямого контроля вкупе с введением нового налога хумс, предписывавшего направлять 1/5 всех доходов непосредственно фатимидскому имаму, привела к широкому сопротивлению суннитского населения и почти немедленному свержению первого фатимидского правителя.

Последующее восстание в 913 г. полностью освободило остров от господства Фатимидов на несколько лет, но было жестоко подавлено последними в 918 г. Еще одно восстание началось в 937 г. в городе Агридженто и было поддержано мусульманскими общинами по всему острову.

Там тоже живут мусульмане?

Арабские музыканты в Палермо / Источник: en.wikipedia.org

Фатимиды подавили это восстание, уничтожив города, которые затем были вновь заселены новыми иммигрантами из Северной Африки,  более лояльными к правлению Фатимидов.

В попытке укрепить свой контроль над островом Фатимиды назначили Аль-Хасана аль-Кальби, военного губернатора, лояльного фатимидскому имаму, губернатором острова в 964 г. Он положил начало новой династии на острове, и его потомки правили под властью Фатимидов в течение следующих ста лет.

В то время как эпоха правления династии Кальбидов на Сицилии ознаменовалась завоеванием последних оставшихся христианских аванпостов, продолжающиеся конфликты на острове не прекращались. Фатимидские репрессии против суннитского населения обострили напряженность, а конфликт между коренными сицилийскими мусульманами и североафриканскими арабами и иммигрантами-амазигами вызвал серьезный социальный раскол.

В военном отношении происходило ослабление власти Сицилии в центральном Средиземноморье. К началу 11 в. кальбидские эмиры не были склонны продолжать набеги на византийские аванпосты в южной части Апеннинского полуострова. Кроме того, само население стало более оседлым, и многие мужчины старались избежать призыва в армию.

Скрытое мусульмане наследие Мадрида открывается миру.

Арабская роспись в Палаццо Норманни в Палермо, выполненная в норманнский период (ок. 1150 г.) / Источник: ru.wikipedia.org

Нормандское завоевание и падение мусульманской Сицилии

В начале XI в. кальбидский эмир аль-Ахал ввел новые налоги на мусульман Сицилии, чтобы укрепить политическую самостоятельность острова. После завоевания Египта Фатимидами в 969 г. большая часть военной мощи Северной Африки переместилась в Восточное Средиземноморье, оставив Сицилию уязвимой для византийского нападения.

Новые налоги вкупе с существовавшей ранее напряженностью между населением острова и его фатимидскими/кальбидскими правителями заставили группу сицилийских аристократов обратиться за помощью к новой независимой тунисской династии Зиридов. В 1036 г. зиридский отряд переправился из Северной Африки на Сицилию, быстро захватил Палермо и убил аль-Ахала.

Зириды, возможно, хотели взять остров под свой контроль, подобно Аглабидам двумя столетиями ранее. Страхи перед североафриканским господством заставили жителей Палермо вскоре восстать против своих новых правителей-Зиридов и вынудить их вернуться в Тунис.

В этот момент на острове наступил период децентрализации, поскольку провинции, возглавляемые военными лидерами, в отсутствие центрального правительства объявили о своей независимости. Этническое, политическое и экономическое соперничество разделило мусульман региона на конкурирующие группировки.

В это же время могущественные христианские королевства стремились воспользоваться разобщенностью мусульман. Североевропейская династия норманнов, которая славилась своими военными способностями (о чем свидетельствует их завоевание Англии в 1066 г.), и правила Южной Италией, воспользовалась возможностью вторгнуться на остров в 1052 г.

Тарик ибн Зияд – завоеватель Андалусии.

Seated man with sword receiving objects on a tray

Рожеру I вручают ключи от Палермо / Источник: en.wikipedia.org

Попытка Зиридов защитить остров провалилась из-за их озабоченности племенными войнами в Северной Африке вкупе с решимостью сицилийских мусульман не подчиняться североафриканской державе.

К 1065 г. большая часть острова находилась под контролем норманнов. Палермо пал в 1072 г., Сиракузы – в 1085 г. (кстати, в том же году Андалузский город Толедо пал перед Кастильей), а последний форпост мусульман на Сицилии, южный прибрежный город Ното, пал в 1090 г.

Как и в Аль-Андалусе, мусульманское население (вероятно, большая часть острова приняла ислам ко времени норманнского завоевания) продолжало жить под христианским правлением.

Обращение с мусульманским населением зависело от целей и темперамента нормандского короля, находившегося в то время у власти. Правление Рожера II (1154 -1130 гг.) было особенно толерантными. Именно в его эпоху великий географ аль-Идриси закончил свой атлас мира, получивший известность как “Книга Рожера”.

Несмотря на это, тысячи мусульман предпочли добровольную миграцию в мусульманские земли вместо того, чтобы жить под нормандской властью. Между тем продолжающиеся крестовые походы в Леванте вкупе со спорадическими мусульманскими восстаниями на Сицилии ухудшили отношения между мусульманами и христианами по всей Европе.

В 1189 г. были убиты мусульмане Палермо, а в 1199 г. Папа Иннокентий III объявил мусульман Сицилии “враждебными элементами”. Многочисленные принудительные и добровольные изгнания продолжались в течение XII и XIII вв., а в 1266 г. последние мусульмане были изгнаны с острова, положив конец более чем 400-летней исламской эпохе на Сицилии.

Как географ Аль-Идриси изменил восприятие мира.

Типично арабская колокольня монастыря Сан-Джованни-дельи-Эремити в Палермо / Источник: ru.wikipedia.org

Исламосфера

Комментарии