Зулейха: от антигероини до символа божественной Любви

История Юсуфа, названная Кораном «самым прекрасным повествованием», богата назиданиями. В ней раскрыты темы терпения, верности, прощения и смирения перед лицом невзгод. Вместе с этим ее пронизывает тема силы любви и красоты.
Безусловная любовь Якуба к своему сыну Юсуфу, вызывающая, среди прочего, ревность его братьев, обрамляет историю. В результате братья даже продают его в рабство, инсценировав смерть Юсуфа. Страстная любовь, которую испытывает к нему жена купившего его господина, Зулейха, также причинит ему несчастья. Влюбленная женщина пытается его соблазнить, а потерпев неудачу, обвиняет его самого. В результате пророк попадает в тюрьму на долгие годы. Эпизод с искушением Юсуфа побудил большинство богословов описать Зулейху как отрицательную фигуру, женщину, неспособную контролировать свои желания, готовую совершить прелюбодеяние и, не испытывая угрызений совести во лжи, отправить невиновного мужчину в тюрьму. Вместе с этим сам Коран приписывает Зулейхе смягчающие обстоятельства.
Согласно известному хадису, Юсуф олицетворяет половину красоты человечества. Его благородство только усиливало его привлекательность. В этом смысле в Коране упоминается удивительная сцена, отчасти оправдывающая Зулейху. Когда женщины в городе начинают обсуждать ее попытку соблазнить своего раба, она приглашает их к себе в гости. Когда появляется Юсуф, женщины изрезались ножами, которые держали в руках, очарованные его красотой (сура «Юсуф», 12/30-31).
Когда в доказательство своих слов Зулейха указывает на разорванную рубашку Юсуфа, то свидетель предлагает посмотреть, где она разорвана – спереди или сзади: «Если его рубаха разорвана спереди, то она говорит правду, а он лжет. А если его рубаха разорвана со спины, то она лжет, а он говорит правду» (сура «Юсуф», 12/26-27). Рубаха оказывает разорвана сзади.
Три рубашки пророка Юсуфа: символы невинности, искренности и власти в суфизме.

Источник: Wikipedia
Это побуждает мужа Зулейхи, которого в разных источниках называют Азизом, воскликнуть: «Воистину, все это – ваши женские козни. Воистину, ваши козни велики!» (сура «Юсуф», 12/28). Данное высказывание послужило коранической основой для возникновения целого литературного жанра «женских проделок» (кайд ан-ниса) о коварстве женщин.
Мотив женской хитрости получил широкое развитие в исламской литературе, он является даже общей нитью важнейшего произведения Востока, а именно «Тысячи и одной ночи». Обманутый женой, шах Шахрияр разгневан на всех женщин, поэтому он каждый день женится, а наутро убивает свою супругу. Мужчина, ставший жертвой уловки своей первой жены, снова попадает под уловку другой женщины, Шахерезады, которая увлекает его своими рассказами, заставляя отложить свою казнь.
Вместе с этим уже в раннюю эпоху появились и другие трактовки истории Юсуфа и Зулейхи. В своем комментарии известный толкователь Корана ат-Табари использует слово «любовь», чтобы охарактеризовать чувство Зулейхи к Юсуфу. Эти отсылки послужили текстовой основой для превращения их истории в легенду, поднимающую тему невозможной любви. Она приобретает совершенно новое измерение среди суфиев. Некоторые авторы, такие как выдающийся персидский поэт Джами, прославляли ее как трансцендентный миф о любви, подобно сказаниям о Лейли и Маджнуне или Ширин и Фархаде.
Разные произведения на эту тему создавались от Персии до Бенгалии. Зулейха в них предстает подобной нимфе Эхо, неутомимо стремящейся покорить своего Нарцисса. Однако в отличие от Нарцисса, который не удостаивает интереса ни одной женщины, Юсуф в этой традиции влюбляется в Зулейху.
История любви на века: культовые влюбленные арабской литературы.

Источник: drouot.com
Многие поэты были вдохновлены этой историей, но наибольшую известность приобрела, несомненно, версия знаменитого персидского поэта Нур ад-Дина Абд ар-Рахмана Джами «Юсуф и Зулейха», шедевр суфийской мистической поэзии, вдохновивший Гёте на образ Зулейки.
Поэма Джами посвящена темам Любви (ишк) и Красоты (джамал). В то время как в других текстах того периода история Юсуфа начинается с прославления Аллаха, Пророка Мухаммада и некоторых правителей, Джами, вознося хвалу Аллаху, Пророку, своему муршиду (учитель) и султану, восхваляет Красоту и Любовь, темы, дорогие суфиям. В суфийской символике Юсуф через понятие «Джамаль» (Красота) символизирует Божественное, а Зулейха предстает символом Влюбленного, горящего желанием божественного союза. Отказавшись от амбивалентной фигуры Зулейхи и превратив ее земную любовь в любовь трансцендентальную, проявление любви к Аллаху, Джами предложил обновленный образ этого персонажа. Он очеловечивает ее, оправдывает ее поступки, очищает и награждает замужеством с Юсуфом. Страсть Зулейхи занимает сюжет от начала до конца. Согласно ему, она была влюблена в него с самого раннего возраста, а за египетского вельможу вышла после того, как увидела во сне, что Юсуф находится в Египте. В отличие от коранической версии, у Джами именно Зулейха, узнав своего возлюбленного, продает свои драгоценности, чтобы купить его. Если остальная часть истории похожа на историю Корана, то ее окончание отличается в нескольких отношениях. Заключение Юсуфа причиняет ужасное горе Зулейхе, которая теряет свою красоту. Она раздает свое богатство в виде милостыни и принимает ислам. Много лет спустя Юсуф снова встречает ее. Удивленный ее обращением и тронутый постоянством ее любви, пророк решается на ней жениться. Именно тогда она вновь обретает молодость и красоту.
Традиция “Хамсы” в литературе мусульманских народов.

Источник: iocs.hse.ru
В своем литературном творчестве Джами позволяет себе свободу, чтобы проникнуть в душу своего читателя. Предлагая обновленное видение истории, он предпочитает прославлять Красоту и Любовь через проявление абсолютной любви к Аллаху.
Таким образом, образ Зулейхи породила очень разные, даже полностью противоположные прочтения в исламской традиции. Такие жанры, как тафсир (комментирование Корана), кисас аль-анбия (история пророков) и кайд ан-ниса (женские проделки) значительно принижают его. Но именно миф о любви, представленный в суфийской литературе, оказал наибольшее влияние на исламскую традицию, предложив новый образ этого персонажа. В нем ее преданность и чистая любовь к возлюбленному превратили ее в символ божественной Любви.
Исламосфера
Fatima Armin “La figure de Zulaikha : de l’anti-héroïne au symbole de l’Amour divin”