Зульфикар – легендарный меч, врученный Пророком (с.а.в.) Али ибн Абу Талибу (р.а.)
Как сообщается, меч Зульфикар попал к Посланнику Аллаха (с.а.в.) в качестве трофея после битвы при Бадре – он принадлежал одному из курайшитов, погибших в этом сражении. Слово «Зульфикар» в переводе с арабского языка означает «обладатель позвонков», пишет Мустафа Оз.
Его описывают как меч, который имел два лезвия, но имеются разные мнение по поводу того, что под этим подразумевалось. Одни считают, что это означает обоюдоострый меч, согласно вторым – то, что меч имел борозду, разделяющую клинок на две половины, а третьи считают, что на одну рукоять были насажены сразу два клинка.
Позже Посланник Аллаха (с.а.в.) подарил Зульфикар Али ибн Абу Талибу (р.а.). Считается, что произошло это в битве при Ухуде. Утверждается, что именно тогда Пророк (с.а.в.) произнес ставшие впоследствии девизом знаменитые слова: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара». После Али легендарный меч перешел к его сыновьям и потомкам. Позже его выкупил аббасидский халиф Махди Би-Ллах, и он переходил от одного халифа к другому. Поэт Асмаи пишет, что, находясь в Тусе, видел Харуна ар-Рашида с Зульфикаром на поясе. Известно, что в X в. меч находился у халифа Муктадира би-Ллаха, но дальше его следы теряются. Одни историки утверждают, что перейдя на короткое время к Фатимидам, он снова оказался у Аббасидов. Другие заявляют, что он пропал, когда сокровища Фатимидов были разграблены во времена смуты при халифе аль-Мустансире.
Принципы справедливого государства в письме Али ибн Абу Талиба (р.а.).
Согласно шиитам, Зульфикар был подарен Пророком (с.а.в.) Али (р.а.) как символ власти, показывая, что Али (р.а.) является единственным и истинным преемником Пророка (с.а.в.) как в качестве правителя, так и духовного вождя. Шииты утверждают, что этот меч будет в руках у Махди в последней битве. Они передают высказывание имама Али ар-Риды о том, что Зульфикар был по приказу Аллаха принесен Джабраилом с небес.
Образ Зульфикара получил широкое распространение в исламской литературе и культуре. В музеях мира можно увидеть средневековые миниатюры, изображающие Али (р.а.), поражающего Зульфикаром врагов, дракона или льва. Этот меч присутствовал на мусульманских стягах. Например, на знамени Барбароссы, хранящимся в Морском музее Стамбула. Также его изображения встречаются на могильных камнях, рубахах с вышитыми молитвами, которые широко использовали бекташи и другие тарикаты, каллиграфических надписях.
История меча стала богатым материалом для фольклора. В легендах утверждается, что он имел длину от 40 до 150 аршинов и был таким тяжелым, что его поднимали только 10 человек. Зульфикар был таким острым, что разрубал камни, раскалывал землю на 60 аршин, его свет разгонял колдовские силы. Он неизменно присутствовал в джанг-наме – эпических произведениях, воспевающих героизм Али (р.а.).
Оружие из мусульманских стран в музеях мира.
Слава Зульфикара не померкла с веками. Создавались и создаются клинки разной формы, призванные воссоздать легендарное оружие, хотя их боевые качества зачастую вызывают сомнения.
Название Зульфикар получили йеменская крупнокалиберная винтовка и иранский танк. Также оно употребляется в качестве топонима и мужского имени.
Пеш-кабз – кинжал, пробивающий доспехи.
И конечно, Зульфикаром крушит врагов Али (р.а.) в многочисленных фильмах.
Широко распространены украшения с изображением Зульфикара.
Исламосфера