Зурна: от военной музыки до популярной

Зурна, язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент, получила распространение в самом широком регионе от Марокко до Китая.


История зурны, старейшие из известных образцов которой встречаются среди древнеегипетских инструментов, восходит к древним цивилизациям Центральной Азии и Европы.

Музыкальные инструменты, попавшие в Европу из исламского мира.

Предполагается, что название зурны происходит от персидских слов сур («праздник, пир») и най («тростник»). Такой тип инструментов, имеющий похожие названия, можно встретить во многих частях света. Это сурнай в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Кувейте, Иране и Афганистане, сурнаи в Кашмире, суна (сахнаи) в Пакистане и Индии, серунаи на Суматре и Малайзии, сона в Китае, зурна в Северной Греции и Болгарии, зукра в Тунисе и Ливии, сурла в Албании и зурна в Сирии, Ираке, Турции, Армении, Дагестане, Азербайджане и некоторых частях Грузии. У тюрков в прошлом она была известна как сурнай и най-и тюрки.

undefined

Источник: Jean-Xavier Bardant/Wikipedia

Зурну изготавливают из дерева разных пород, таких как слива, ива, абрикос, орех, тутовое дерево. Она представляет собой трубку с раструбом и имеет длину 302–317 мм. На лицевой стороне имеется 7 отверстий, а на тыльной – одно. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша, произраставшего в сухом месте, имеет длину 7-10 мм. Хотя в целом его конструкция такая, существует множество разновидностей этого инструмента.

Кус – барабан, воодушевлявший воинов.

Музыканта, играющего на зурне, называют «зурнаджи», «зурначи», «зурназен». Глава группы таких исполнителей именуется «серзурнаи».

Игроки на зурне в мехтерхане (участники, которые одеты в темно-синий костюм впереди)

Источник: Michal Maňas/Wikipedia

Зурна, считающаяся прародительницей современного гобоя, в прошлом широко использовалась в народной и военной музыке. На ней часто играли в сопровождении барабанов на свадьбах, народных танцах и деревенских театральных постановках. В Османской империи зурна входила в состав военных оркестров мехтер. Благодаря своему резкому и мощному звучанию на ней играли на поле боя, в основном для того, чтобы внушать страх противнику. Также она часто входила в число инструментов придворных музыкантов разных регионов. В Алжире группа зурначи состояла при деях (турецких наместниках), сопровождая их во время официальных церемоний во дворце и на приемах. То же самое касается и Руси, где инструмент был известен под названием «сурна» по крайней мере, с XIII века. В грамоте царя Бориса от 1601 года «сурначей» упомянут вместе с придворными музыкантами. На миниатюрах Левни, художника турецких султанов Мустафы II и Ахмеда III, запечатлены придворные женские музыкальные группы, играющие на разных инструментах, включая зурну.

Музыка в Османской империи: между Пифагором и суфийским неем.

В современную эпоху зурна используется в таких жанрах популярной музыки, как махджуз и шааби.

Исламосфера

Комментарии