Камбоджийский рис стал произведением искусства в руках мусульманки
Одетая в розовый хиджаб Энг Аиша работает над недавно заказанной ей картиной в своем бамбуковом доме в деревушке Самбуор на окраине Симрипа. Вместо кисти, она держит в правой руке щипцы, которые использует, чтобы собирать зерна риса, окрашенные в различные цвета. Она размещает их на деревянных планках, смазанных приготовленным на дому клеем, параллельно удерживая левой рукой свою дочь Сареам – самую младшую из всех ее троих детей.
Даже маленькая ошибка может испортить работу, которую придется начинать заново.
Картины Аиши изображают самые разные предметы, в том числе людей и мир природы – а также исламскую символику и буквы арабского алфавита. На одной картине из риса под названием «Покахонтас» изображена индейская девушка с черным голубем. Планка картины треснута, символизируя неблагодарность европейских поселенцев в ответ на милосердие аборигенов.
Однако главное послание Аиши состоит в том, что она хочет передать в своих картинах ценность и важность одного из главных богатств страны – риса.
”Рис Камбоджи действительно хорош и является основной статьей экспорта страны, хотя его рынок по-прежнему невелик по сравнению с рынком соседних стран”, – говорит она. “Если придать нашему рису художественный смысл, я полагаю, это повысит его ценность”.
31-летняя художница говорит, что она обнаружила в рисе большой эстетический потенциал около девяти лет назад, когда помогала своей маме готовить паровую закуску «нум-трип», которая готовится из слипшегося риса и, как правило, подается с кокосовым кремом и семенами кунжута.
”Когда моя мать положила кокосовым кремом и семена кунжута в черно-белый рис, я нашла их очень красивыми и захотела превратить рис в художественное произведение”, – сказала она.
Хотя она никогда не училась в художественной школе, Аиша когда-то была ученицей и помощницей художника по стеклу в Таиланде. Она говорит, что хотела “выйти за установленные рамки”, используя рис вместо акварели или акриловых красок. Однако ее идея так и не стала реальностью до тех пор, пока она не развелась около трех лет назад со своим турецким мужем.
”На меня была возложена опека над тремя детьми без каких-либо алиментов, в то время как у меня уже есть старая мать и почти нет денег”, – говорит Аиша. “У меня были некоторые картины из риса, которые я сделала ради удовольствия. Я поняал, что должна сделать что-то с ними ради моих детей, хотя это был большой риск”.
Аиша без особого желания арендовала небольшой ларек на Ночном рынке в Симрипе, и ее дело оказалось успешным, так как она обслуживала в основном западных клиентов.
В августе этого года Сери Фатмавати Хамбали-Йео, сингапурский агент по недвижимости и арт-куратор, приехала в Камбоджу и случайно наткнулась на картины Аиши. Она была настолько заворожена ими, что открыла художественную галерею ангкорского риса в Сингапуре, чтобы показывать и продавать работы Аиши.
“Картины Аиши красивые и совершенно необычны, особенно, как она сначала красит зерна риса, а потом располагает их по одно за другим на доске”, говорит Сери. “Это настоящее, уникальное искусство, которое значит гораздо больше, чем простой сувенир”.
«Тяжесть ее работы и тщательность процесса – только повышают ее ценность», – сказала она. ”Аиша делает их каждый день, принимая все тяготы ради своих детей”, – сказала она.
Как и многие художники в Камбодже, Аиша не смогла избавить свою семью от повседневных трудностей деревенской жизни. Очень часто люди приходят к ней в ее лачугу, чтобы выразить восхищение ее картинами, но не покупают их, говоря, что они слишком дороги. Цены варьируются от нескольких долларов за простые работы до нескольких сотен долларов за более сложные произведения.
“Я не могу злиться на них, ведь мы живем в развивающейся стране, а цены на мои картины довольно высоки, поскольку их очень трудно сделать”, – говорит Аиша. “Однако мне очень нравится видеть, как мои соотечественники поддерживают мою работу, как и иностранцы”.
В настоящее время Аиша обучает рисованию рисом14 школьниц, большинство которых из бедных семей. Они также помогают ей в ее мастерской и получают за это плату. В будущем она надеется создать центр для обучения женщин работе с рисом, а также другим профессиям, уделяя особое внимание одиноким женщинам и мусульманкам, которые, по ее словам, при поиске работы часто сталкиваются с дискриминацией из-за своей веры.
”Я хочу видеть в рисе не только основной продукт питания, но и символ нашей страны”, – говорит Аиша. “Я никогда не добьюсь этого, если буду держать это мастерство внутри себя”.
Phnompenh Post