Каирские ремесленники спасают тысячелетнюю историю Египта [фото]
Каир – это мегаполис с богатейшей историей, в котором находятся древние базары, великие пирамиды Гизы и одно из старейших высших учебных заведений мира – Университет Аль-Азхар. Настоящими хранителями древней истории и культуры этого арабского города являются ремесленники старых кварталов Каира.
В центре города располагается Ад-Дарб Аль-Ахмар (на арабском языке “Красная дорога”), квартал 14-го века, представляющий собой лабиринт узких извилистых переулков, окруженных средневековой исламской архитектурой и возвышающимися над ними минаретами. Район также уникален своим культурным и историческим колоритом: уличные рынки и мастерские, где более 1000 ремесленников изготавливают текстиль ручной работы, шелковые ковры и мебель, инкрустированную перламутром.
Работа этих ремесленников, которая находится под угрозой после многих столетий, стала темой для новой серии фотографий, которые в настоящее время выставлены лондонским фотографом Кристофером Уилтоном-Стиром в Королевском географическом обществе. Большинство ремесленных работников этого района унаследовали свое мастерство от родителей, бабушек и дедушек, в том числе ювелирное и столярное дело, переплетное дело, стеклодувное дело, обувное дело, а также производство латунных фонарей.
Целая улица в районе также посвящена палаточному производству, старому ремеслу, восходящему к эпохе Фатимидов, правивших в 10-12 веках. В то время изготовители палаток производили кисву – особое покрывало, которое украшает Каабу в Заповедной мечети в Мекке, а также палатки, ткани и седла для тех, кто отправляется в хадж.
Тем не менее, учитывая механизацию производства, а также происходившие в Египте политические и экономические потрясения, будущее многих из этих ремесел становится все более неопределенным. Уилтон-Стир говорит, что он решил запечатлеть эти старинные традиции, чтобы привлечь внимание к уникальной работе ремесленников в этом районе.
“В этом глобализированном мире такие предприятия могут просто угаснуть на протяжении жизни одного поколения. В результате этого может быть утрачено целое культурное наследие”, – сказал он.
Во время съемок в мае прошлого года Уилтон-Стир встретил таких мастеров, как Хасан Ходход, бывший боксер, а ныне стеклодув, который научился этому ремеслу у своего деда. Среди его новых знакомых также был Халед Халида, который освоил производство декоративной мебели, когда выполнял поручения своего отца в детстве. Саид Салем владеет мастерской, которая производит различные ручные изделия и надеется, что в один прекрасный день его сын продолжит его бизнес. Хасан Адри говорит, что его изготовляемые им шатры по-прежнему вдохновлены фараонским, фольклорным, исламским и современными стилями.
В последние годы район Аль-Ахмар также обратил на себя определенное внимание, благодаря чему такие организации, как Фонд Ага-хана, работают над оживлением квартала, восстановлением некоторых его объектов и защитой его от последствий модернизации. Тем не менее, этого недостаточно, если принимать во внимание неустойчивость экономики Египта и ухудшение туристической отрасли после протестов Арабской весны 2011 года.
Уилтон-Стир утверждает, что жизнь и работа в Дарб Аль-Ахмаре заслуживают более глобального внимания и усилий по сохранению. “Это действительно особенное место, где происходит нечто уникальное. Было бы трагедией потерять это наследие.”
Исламосфера / по материалам журнала Quartz Africa