Как правители исламских государств ходили в «народ»

Традиция, когда правители, переодевшись в простые одежды, отправлялись «в народ», чтобы лично увидеть, как живется людям или послушать, что говорят о них самих, в исламской культуре именовалась терминами табдиль аль-кыйафа («изменение внешнего вида»), тагаййур («изменение») или танаккур, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.


Помимо переодевания, изменение внешности могло включать макияж, сбривание волос, бороды и усов. В истории можно встретить немало примеров такого «хождения в народ». В исламских источниках сообщается, что после того, как пророк Давуд (мир ему) стал правителем, он, переодевшись, ходил среди людей, чтобы узнать их мнение о своих указах и политике государства. В Библии рассказывается, что подобные действия предпринимали Саул и некоторые израильские цари.

Мусульманский правитель, который помогал Ирландии во время Великого голода.

Как показывают исторические примеры, табдиль аль-кыйафа совершался с целью узнать положение народа, развлечься или скрыться от врагов. В источниках приводятся разные рассказы о правителях, которые занимались этим. Как сообщается, халиф Умар (да будет доволен им Аллах) бродил ночью по улицам Медины, чтобы узнать, как живут люди и довольны ли они его правлением. Практика табдиль аль-кыйафа получила распространение в период Аббасидов. Эмир Нишапура Абдулла ибн Тахир имел привычку, переодевшись, по вечерам ходить в мечеть, где имамом был Абд ар-Рахман ибн Бишр, известный своим прекрасным чтением Корана. Харун ар-Рашид и его визирь Джафар ибн Яхья аль-Бармаки часто, переодевшись, ходили «в народ». Известно, что византийский император Феофил, подражая этому халифу, бродил по городу в переодетом виде, разговаривал с бедными и обездоленными из своих подданных, выслушивал их жалобы и наказывал провинившихся так, чтобы в этом было назидание для других. Подобное практиковали и такие халифы, как Мутазид-Биллах и Кадир-Биллах, которые переодевались торговцами. Некоторые маскировались под дервишей, женщин, нищих и священнослужителей. Разия-султан, одна из правительниц Делийского султаната, ходила «в народ», надев мужскую одежду и закрыв лицо никабом.

Bursa'da eski ramazanlar - Bursa.com

Источник: bursa.com

К переодеванию также обращались в качестве военной хитрости или в целях шпионажа. Нередко это было средством спастись от врагов. Убайдуллах ал-Махди, основатель Фатимидского халифата, которого аббасидский халиф Муктадир-Биллах приказал взять в плен, совершил свой долгий путь из Сирии в Ифрикию под видом купца. Ибн Васул, правитель из династии Мидраридов одноименного государства, не рискнул противостоять полководцу Джаухару ас-Сакали, посланному в Северную Африку фатимидским халифом Муизз-Лидиниллахом, и, переодевшись, тайно покинул Сиджильмасу со своей семьей и родственниками. Правитель Конийского султаната Кей-Хосров II, потерпев поражение при Кёсе-даге, бежал под покровом ночи, сменив одежду.

Подтверждают ли глиняные таблички из Эблы сообщения Корана?

Сюжет о правителях, которые, переодевшись, принимали вид простых людей, распространен в сказаниях и народных сказках. В «Книге моего деда Коркута» рассказывается, что хаканы переодевались и ходили среди народа, следя за порядком. Широко известны сказки из «Тысячи и одной ночи» о Харуне ар-Рашиде и его визире Джафаре аль-Бармаки, которые бродили по Багдаду в одеждах купцов.

Zamanı aşan hayır kurumu: Vakıflarımız - Yeni Şafak

Источник: yenisafak.com

Исламосфера

Комментарии