Омер Спахич: Почему я влюблен в традиционную исламскую архитектуру?
Если вы готовы запастись терпением и усидчивостью, чтобы разобраться в тонких связях между исламской архитектурой, исламской средой обитания и людьми, которые ее населяют, предлагаем вам познакомиться с еще одним материалом боснийско-малайзийского автора Омера Спахича, специалиста по исламской урбанистике из Куала-Лумпура. В этом тексте личные переживания ученого смешаны с метафизическими рассуждениями, которые могут претендовать на то, чтобы называться философией исламской архитектуры. Ранее мы публиковали его материал о вестернизации и духовной апатии современных мусульман.
С детства я испытывал чувство необъяснимого восхищения исламскими традиционными зданиями, будь то мечети, медресе, дома, караван-сараи, базары и даже суфийские ханаки (текке или завии), мавзолеи и гробницы. Когда я стал старше и сделал изучение исламской истории и цивилизации своей профессией, это чувство превратилось в смесь благоговения, вдохновения и изобилия. К тому времени, когда я стоял на пороге более глубокого погружения в интеллектуальные глубины и тонкости, я испытывал страстную любовь к традиционной исламской архитектуре, как к искусству и как к науке.
Для меня самой большой интеллектуальной загадкой и вызовом было открыть, распутать и разобраться с причинами, которые делают исламское, особенно традиционное, архитектурное наследие настолько завораживающе красивым и привлекательным. Прошло 18 лет с тех пор, как это началось, и есть вероятность, что эта идеальная связь сохраниться на всю жизнь, потому что на данный момент исламская архитектура и я можем многое дать другу.
В то время как исламская архитектура универсальна и вневременна, будучи таковой, какая она есть. Она содержит в себе бесконечный мир и сокровище ценности, смысла и цели, которыми она бескорыстно делится, а с другой стороны, я так же самоотверженно готов предоставить в ее распоряжение свою полную и безоговорочную страсть, преданность и готовность постоянно учиться и бесконечно вдохновляться и руководствоваться ею.
Ниже следуют основные причины, благодаря которым исламская традиционная архитектура так увлекательна, так возвышает и озадачивает меня (на самом деле, это справедливо для большинства мусульман, даже случайных наблюдателей). Однако большинство этих причин являются внутренними и интуитивными, а не материальными и ощутимыми, а следовательно, не являются исчислимыми. Кроме того, они являются духовными и интеллектуальными, а не эмпирическими. Таким образом, дополнительное тонкое чувственное восприятие или шестое чувство всегда необходимо для адекватного и достаточного понимания и оценки многомерного и многоуровневого мира исламской традиционной архитектуры.
- Исламская традиционная архитектура (далее сокращенно ИТА) воплощает мировоззрение, ценности и принципы Ислама как всеобъемлющей религии, философии и образа жизни. ИТА означает физическое проявление такого мировоззрения, ценностей и принципов, то есть их применение во времени и пространстве.
- Как мусульманин, я стараюсь все время придерживаться, принимать и осуществлять одно и то же мировоззрение, ценности и принципы. Таким образом, огромный мир ИТА и мой личный экзистенциальный мир движутся параллельно друг другу. Соответственно, всякий раз, когда я наблюдаю, использую или взаимодействую с каким-либо элементом ИТА, я легко идентифицирую себя и свой маленький мир с внушительным присутствием и сложным миром ИТА.
- Я легко устанавливаю духовную, эмоциональную и интеллектуальную связь с ИТА. Наши миры гармонируются друг с другом, поддерживая и дополняя, а не конфликтуя или изнуряя друг друга. Действительно, наличие прочных и взаимных духовных, эмоциональных и ментальных связей между архитектурной средой и ее людьми является безошибочным признаком прекрасной архитектуры. Когда такие отношения перестают существовать, это означает конец всей архитектуры.
- ИТА является свидетельством творчества, находчивости, культуры качества и стремления к всестороннему религиозному, культурному и цивилизационному совершенству. Это делает меня счастливым и гордым как мусульманина. В то же время, это придает мне скромности и порождает во мне вопрос о том, где я нахожусь и что я делаю, чтобы продолжить наследие наших предшественников. Другими словами, с точки зрения нынешних усилий мусульман в сфере цивилизационного строительства, я часто задаюсь вопросом, являюсь ли я подспорьем или обузой в этом процессе.
- ИТА – это по-настоящему устойчивое и экологически безопасное явление. Когда оно задумывалось, планировалось и строилось, стоящие за этим явлением люди в полной мере осознавали его социальный, экономический, культурный, экологический, географический и религиозный контексты. ИТА интегрирована в эти контексты, а не отделена от них. Она никогда не игнорирует последствия тонких и специфических черт этих контекстов и не навязывает им свою силу. Осознавая этот принцип, всякий раз, когда я посещаю какое-либо место с богатым исламским архитектурным наследием, я четко знаю, что в таком месте знание о его ИТА будет всегда означать, по крайней мере, частично знание ее народа и культуры, и наоборот; таковы масштабы и интенсивность взаимоотношений между парадигмами архитектурной, экологической и социально-культурной устойчивости в пространстве ИТА.
- ИТА настолько кропотливо, изощренно и изысканно выполнена, что проницательный и дотошный наблюдатель может легко почувствовать, а значит и оценить, все те навыки, преданность, увлечение и тяжкий труд, которые необходимы для планирования, строительства и украшения заданий. Мое увлечение и одержимость ИТА в основном обусловлены устойчивыми результатами и последствиями именно таких замечательных интеллектуальных и строительных усилий, перед которыми я всегда буду чувствовать себя признательным и благодарным. Рассматривая и оценивая здание, следует в первую очередь учитывать тех людей, которые задумывали, планировали, проектировали и строили его, и тех людей, которые регулярно используют и поддерживают его на ежедневной основе. Их усилия и упорный труд всегда заслуживают должного признания, а их проблемы, интересы и удовлетворенность принимаются в качестве основного критерия образцовой архитектуры. Таким образом, ИТА способствовала инклюзивности архитектуры, регулярно наполнялось гуманным содержанием или была гуманной сама по себе. Она была лишена ненужного и бессмысленного формализма, буквального символизма, эгоцентризма и элитарности.
- ИТА является примером народного искусства. Она предназначена для народа, создается народом и исходит от народа. Каждый мусульманин, таким образом, может легко определить, что связывает его с хорошо выполненным зданием ИТА, на любом уровне существования последнего, будь то концепт или осязаемая реальность.
- ИТА отражает идентичность и цель исламского присутствия и исламской культуры. Она представляет собой микрокосм Исламской цивилизации. Сила ИТА обозначает силу последнего, а ее слабость – ослабление и увядание силы последнего. В ИТА я всегда нахожу и вижу часть своего собственного «Я»: свою личность, миссию и цель.
- В своих конечных земных контекстах ИТА олицетворяет некоторые из главных принципов небесных экзистенциальных парадигм, таких как баланс, равновесие, гармония, симметрия, единство и надлежащая функциональность. Все полностью подчинено воле и замыслу Единого Творца и Повелителя Вселенной, то есть все находится в полном распоряжении истины, ее метафизических интересов и целей. Весь физический мир является лишь средством и ареной для достижения целей духовного мира.
Когда я изучаю или использую ИТА, я всегда вижу, что она полностью соответствует величайшим духовным экзистенциальным моделям, к которым также принадлежу я и все остальное. В этом смысле, я как бы отождествляю себя с ИТА. Мы оба являемся актами творения, существующими для того, чтобы служить более высокому и более изощренному порядку вещей и смыслов. Более того, я всегда воспринимаю всю исламскую среду в целости как окно, ведущее в важный сегмент своей собственной души и бытия, пытаясь раскопать и разгадать новые тайны своей души. Это объясняется тем, что, в целом, Исламская среда обитания в первую очередь существует для того, чтобы поощрять, развивать и облегчать многочисленные и пожизненные религиозные обряды мусульман (“ибада”). Она представляет собой физический локус последнего. Она является” мечетью” (масджид), в том смысле, что служит местом поклонения. Поэтому есть основания полагать, что моя многолетняя одержимость ИТА в сочетании с моим скрупулезным академическим исследованием этого феномена во многих отношениях является путешествием самопознания. ИТА, само собой разумеется, без особых усилий излучает ауру мира, спокойствия, любознательности и благоговения. Она также успокаивает и вдохновляет. Это терапия для души и стимул для ума.
Омер Спахич / IslamiCity
Доктор Омер Спахич, босниец, в настоящее время проживающий в Малайзии, является доцентом факультета исламских знаний и гуманитарных наук Международного исламского университета Малайзии (МИУМ). Он учился в Боснии, Египте и Малайзии. В 2000 году он получил докторскую степень в Малайском университете по исламской истории и цивилизации. Его научные интересы охватывают исламскую историю, культуру и цивилизацию, а также историю и теорию исламской архитектурной среды. В 2003 году его книга «Изучение исламской архитектурной среды» удостоилась награды МИУМ за лучшую публикацию, а в 2015 году его книга «Архитектура и общество» удостоилась Малайзийской национальной книжной премии. В своей статье он задается вопросом о причинах поразившей исламский мир духовной апатии и вестернизации, угрожающих не только мусульманскому культурному наследию, но и самому существованию исламской уммы.