Татарские мечети Польши

Польско-литовские татары (липка) являются единственной коренной мусульманской общиной в католической Польше. На сегодняшний день в Польше функционируют пять мечетей, которые расположены в Варшаве, Познани, Гданьске, Кружинянах и Бохониках. Первые три относительно новые и являются современными постройками. А вот последние две представляют интерес с точки зрения мусульманской и татарской истории. Их отличает особый стиль, который можно узнать даже в Нью-Йорке. Но, обо всем по порядку.


В 1925 году в Польше открылась первая мусульманская религиозная ассоциация, которая действует до сих пор и базируется в городе Белосток. Ее основателями являются потомки татарских переселенцев, которые попали на территорию современной Польши различными путями. Вообще, татары начали селиться в Польше с конца XIV века. Некоторые были захвачены в плен князем Витольдом, а некоторые добровольно переселились туда с территории Крыма. Татары обладали многочисленными привилегиями, им разрешалось исповедовать ислам, строить мечети и хоронить усопших по мусульманским обычаям на татарских кладбищах. Привилегии, данные татарским поселенцам, были знаком благодарности правящих королей за верную военную службу. Вплоть до 70-80-х годов ХХ века татары были единственным мусульманским этнокомпонентом, проживающим на территории христианской Польши. Часть из них были военнослужащими, другая часть торговцами и земледельцами. Конечно же, со временем они были полонизированы, утратили свой язык (большинство современных польских татар говорят на смешанном польско-белорусском говоре), однако сохранили свое вероисповедание.

На сегодняшний день недалеко от белорусской границы сохранились две небольшие татарские деревушки, в которых находятся самые старые татарские мечети Польши. Это деревня Кружиняны, основанная в 1679 году, и деревня Бохоники, основанная в 1697 году. Необходимо отметить, что обе деревни были подарены татарам Яном III Собеским. Первоначально в Кружинянах поселилось 45 татарских семей вместе с основателем деревни полковником Самуил Мирзой Кричовским. А в Бохониках поселились около 30 татарских семей. В разные времена в Польше проживало от 4000 до 5000 татар. Сегодня их численность намного меньше: в Кружинянах проживает около 160 человек и только 33 из них мусульмане, в Бохониках около 100 человек, из которых только 14 являются мусульманами.

Польские татары сохранили свою религиозную самобытность, традиции и обычаи. У них есть свои культурно-образовательные объединения, функционирует татарский национальный музей, расположенный в соседней Литве, в городе Вильнюс, также существует татарский национальный архив. Кроме вышеуказанных деревень татары живут в Гданьске, Белостоке и Варшаве. В общей сложности около 3000 человек.

После Второй мировой войны, в которой татары понесли большие потери среди интеллигенции, к мусульманской общине Польши присоединились репатрианты из близлежащих районов соседней Белоруссии. А с конца 70-80-х годов ХХ века в Польшу устремился поток мусульман из Ближнего Востока, Афганистана, Пакистана и из других стран.

Мечеть в Кружинянах

Мечеть в Кружинянах – это небольшое деревянное, одноэтажное сооружение размером 10 на 13 метров, стены которого окрашены снаружи в зеленый цвет. Первое упоминание о мечети датируется 1717 годом, однако точная дата строительства не известна. Мечеть была реконструирована в 1846 году. Об этом свидетельствует надпись на камне, который расположен рядом с входом для женщин.

Само здание имеет два отдельных входа. Вход для мужчин находится в боковой стене мечети, а вход для женщин находится на оси сооружения, увенчанного треугольным тимпаном, по бокам которого возвышаются два минарета. Верхушки минаретов оформлены в виде железных шлемов и увенчаны полумесяцами.

Мечеть имеет окна, завершенные стрельчатыми арками. Внутреннее помещение разделено на две части: для женщин и мужчин. Комната для женщин намного меньше и отделена от мужской части деревянной перегородкой, покрытой белым прозрачным занавесом. Молельная комната украшена коврами, на стенах написаны аяты из Священного Корана. Михраб выполнен в форме высунутого прямоугольника с ромбическими окнами.

В 2008 году в мечети проводились реставрационные работы, а также была установлена современная система противопожарной безопасности, что немаловажно, учитывая то, что постройка деревянная. Татарская мечеть в Кружинянах, также как и мечеть в Бохониках, о которой речь пойдет чуть ниже, в 2012 году была объявлена  по распоряжению Президента Республики Польша памятником истории.

Рядом с мечетью находится мусульманское кладбище. Взглянув на надгробные камни можно подумать, что здесь захоронены поляки, однако это не так. Мы уже упоминали о том, что польские татары были сильно полонизированы, что сказалось на их языке, по этой причине татары носили польские имена и фамилии.

Кроме исторического памятника Кружиняны также славятся своей превосходной татарской кухней, которую можно отведать в агротуристическом хозяйстве «Татарская юрта». Говорят, что местными блюдами угощали не только заезжих туристов, но и августейших особ Британской Короны. На территории хозяйства, которой управляет татарская семья, разводят племенных лошадей, а также проводятся различные мероприятия, посвященные татарской культуре.

Мечеть в Бохониках

Это простое одноэтажное деревянное здание, выполненное в виде прямоугольника размером 11,5 на 8 метров, которое было построено в конце XIX века. Точных сведений о строительстве не сохранилось, однако во время капитального ремонта, проводившегося в 2005 году, на дверной раме были обнаружены детали, датированные 1873 годом. Вполне возможно, этот год может являться датой постройки. Известно, что мечеть была воздвигнута на новом месте, а предыдущая мечеть, которая пострадала от пожара, располагалась в восточной части деревни рядом с историческим кладбищем и, вероятнее всего, существовала еще с XVII или XVIII века.

Интерьер мечети разделен на три части: мужскую, женскую и общий вестибюль, в котором оставляют обувь. Мужская часть гораздо больше женской части и, отделена от нее деревянной перегородкой, закрытой занавеской. Также в мужской части есть верхняя галерея, которая поддерживается двумя колоннами. Обе части имеют отдельные входы из общего вестибюля, который оснащен полками для обуви. Пол мечети устлан коврами, а на стенах висят различные аяты из Священного Корана.

В мечети нет минарета, однако есть купол в виде луковки, увенчанный позолоченным полумесяцем. До реставрации стены мечети были окрашены в зеленый цвет, теперь они покрыты лаком. Вход выложен брусчаткой. Сама мечеть располагается на участке в 44 сотки, на котором растут липы, тополя и клены, и который огорожен металлической сеткой. Входные ворота выполнены в полукруглой форме и выкрашены в зеленый цвет, они всегда открыты. Под землей расположены системы пожаротушения.

Во время Второй мировой войны мечеть была опустошена войсками Вермахта и превращена в полевую больницу. В послевоенные годы здесь было проведено несколько работ по обновлению мечети и, был даже разработан план реновации и расширения. Однако консервативная часть общества выступила решительно против расширения мечети.

В 2005 году в рамках программы «Культурное наследие» в мечети был проведен капитальный ремонт и выполнены реставрационные работы. В качестве спонсоров выступили Фонд министерства внутренних дел, Администрация маршала Подляского воеводства, мусульманская религиозная община Бохоники, а также частные лица.

Булат Ногманов

Комментарии
  • Регина
    Регина 13 января, 2018 в 15:52

    Так интересно, вспомнила маленькие мечети в моей родной деревне. Интерьер очень пахож

  • Татарская мечеть среди пяти исторических мечетей Америки | Исламосфера http://www.islamosfera.ru/2017/12/22/%d1%82%d0%b0%d1%82%d0%b0%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%bc%d0%b5%d1%87%d0%b5%d1%82%d1%8c-%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b8-%d1%87%d0%b5%d1%82%d1%8b%d1%80%d0%b5%d1%13 января, 2018 в 16:46

    […] […]