В Пакистане назрела реформа исламского образования

В Пакистане давно назрела проблема в системе образования, считает обозреватель пакистанской газеты Daily Times Сирадж Шава. Львиная доля всех учебных заведений – это исламские медресе, которые дают исключительно религиозное образование. Выпускники таких заведений не могут в дальнейшем эффективно трудоустроиться, что становится одной из причин радикализации мусульман страны, пополняющих ряды экстремистских группировок. Ранее мы писали о том, что аналогичная проблема актуальна для исламских школ Индии.


На сегодняшний день в Пакистане около четырех миллионов студентов получают религиозное образование примерно в 43 тысячах медресе. Стоит отметить, что в 1947 году, когда Пакистан получил независимость, в стране действовало около 200 исламских учебных заведений. С тех пор количество медресе продолжает неуклонно расти.

В стране действует пять основных исламских школ – Деобанди, Барелви, Ахли-хадис, Джамат-и-Ислами и Ахли-Таши (шиитская) – все они имеют собственное управление и систему образования. Эти системы жестко конкурируют между собой, что приводит к появлению сектантства. Если одна из проблем такого соперничества – это превращение конфликтов в распри между последователями школ, то вторая проблема заключается в отторжении литературы и светского образования у студентов.

В 2001 году правительство Пакистана взялось за проведение реформ в области религиозного образования. Согласно постановлению Совета религиозного образования Пакистана (Pakistani Madrasah Education Board Ordinance) стали проводить регистрацию, стандартизацию и регламентацию всех медресе. Исламское образование все так же оставалось неотъемлемой частью учебной программы, при этом в расписании должны были появиться светские науки.

Картинки по запросу pakistani madrasa

Учащиеся пакистанского медресе во время подготовки к занятиям в библиотеке / Источник: Islam Media Analysis

Кроме того, постановление запрещало исламским семинариям осуществлять свою деятельность без регистрации. Религиозным школам запретили публиковать любую литературу, которая может способствовать развитию сектантства или распространять религиозную ненависть.

Несмотря на принятие этих законов, их реализация оставляет желать лучшего. Для того, чтобы они начали работать, нужно наладить систему работы медресе.

Какие же меры необходимы для улучшения ситуации в сфере образования, по мнению пакистанского автора?

Поскольку в стране работает очень много бесконтрольных учебных заведений, нужно создать регулирующий орган или совет, который будет следить за деятельностью медресе. Задачей совета будет аудит религиозных школ и рассмотрение их деятельности. При каждом медресе необходимо создать комитет по управлению делами, который будет вести непосредственный контроль над работой учебного заведения.

Второй шаг – сбалансированность образования, которая развивала бы доброжелательность, открытость и самоконтроль, а также логическое мышление и уважение к другим точкам зрения. Для этого нужно ввести такие новые предметы, как английский язык, естественные науки, предметы, связанные с социумом, компьютерную грамотность, математику и так далее.

Картинки по запросу pakistani madrasa

Традиционные исламские школы – наиболее доступная форма образования для пакистанских детей / Источник: The Express Tribune

Кроме того, студентам должно быть предоставлено достаточно времени для отдыха и личных дел. Учебное время медресе должно совпадать с графиками учебной деятельности светских образовательных учреждений – распределение учебного цикла и каникул.

 

Помимо всего, нужно запретить любую сектантскую литературу и занятия, а также поощрять дискуссии среди студентов на религиозные темы. Более того, все медресе страны должны работать по единой образовательной программе, которая будет сглаживать острые углы между разными религиозными течениями.

Одной из важных задач состоит в том, чтобы подготовить выпускников к реальным условиям работы, а для этого им нужна практика. К тому же им необходимо помочь с поиском работы, чтобы они приносили пользу обществу, а не занимались деструктивной деятельностью.

Исламосфера

Комментарии