Зонт – атрибут мусульманских правителей в Средние века
В наши дни зонтик представляется практичным предметом, защищающим от дождя. Но так было не всегда. За прозаичным настоящим скрывается величественное прошлое.
На протяжении тысячелетий зонт был атрибутом правителей в огромной части мира, которая включает Ближний Восток, Египет и Северную Африку, африканские страны к югу от Сахары, Иран, Южную и Юго-Восточную Азию, Китай, Японию и Корею.
У зонта нет какой-то одной родины. Как предполагается, он был изобретен в разных частях света, по крайней мере, четыре раза. Самые ранние изделия такого рода относятся к пятой династии Египта, примерно с 2500 по 2400 год до н. э. На гробницах и храмах тех времен имеются изображения плоского квадратного зонта, отюрасывающего тень на фигуры божеств и правителей. Зонт такой формы пережил тысячелетия, и, хотя он больше не ассоциируется с фараонами, его и сегодня можно увидеть на улицах египетских городов, где уличные торговцы укрывают им свои тележки.
Второе изобретение зонта произошло в Китае, а третье – в Месопотамии, откуда он распространился как на запад, так и на восток. В частности, он стал атрибутом монархов в Персии. Барельефы на стенах Персеполя, датируемые 500 г. до н.э., изображают царей, сидящих или прогуливающихся под зонтом. Эта традиция сохранилась и в эпоху Сасанидов, что демонстрирует высеченный на скале барельеф в Таке-Бостане, относящийся к примерно 380 году.
Хедли Черчвард – первый британский мусульманин, совершивший хадж.
С распространением ислама в VII веке становится все труднее документировать использование царских зонтов на Ближнем Востоке, потому что художники избегали изображения людей. В Багдаде времен Аббасидов в VIII-XIII веках придворные и ученые писали о математике, астрономии, истории, медицине и философии, но не затрагивали повседневные придворные ритуалы. Некоторые представления можно получить из более поздних египетских текстов, где описывается придворный ритуал X–XI веков эпохи Фатимидов. Халифы этой династии появлялись на процессиях под роскошным царским зонтиком. Утверждается, что они подражали более ранней династии Аббасидов.
В Западной Африке к югу от Сахары королевский зонт был распространенным атрибутом как исламских, так и в неисламских правителей. Предполагается, что он попал на юг из Туниса и Марокко по торговым путям через Сахару. Зонты были частью царских регалий во всех крупных государствах Западной Африки, включая Ашанти, Бенин, Сокото и Дагомею. На европейских рисунках XVIII века и ранних фотографиях XIX века можно увидеть изображения правителей этих государств, восседающих под царским зонтом.
Халиф и фараон: как аль-Мамун проник в Великую пирамиду.
Этот атрибут также присутствовал во дворах на побережье Восточной Африки, где, вероятно, он распространился благодаря торговым связям с Египтом и Аравийским полуостровом. Ибн Баттута, посетивший регион в XIV веке, писал, что был хорошо принят правителем, который укрывался от солнца под зонтом: «Над его головой были подняты четыре балдахина из цветного шелка с золотой фигурой птицы на верхушке каждого…. Перед ним звучали барабаны, трубы и флейты, а позади него стояли командиры войск, в то время как кади (судьи) и шарифы шли рядом с ним».
Позже королевские зонты появились на изображающих придворную жизнь миниатюрах времен османской Турции и сефевидской Персии.
Королевский зонт, который нес слуга, не только защищал правителя от солнца, но и символизировал его власть в процессиях, битвах и на охоте. Часто это был мощный политический символ. Поскольку он не был привязан к какой-то одной религии, региону, языку или этносу, правители могли использовать его для объединения разрозненных групп. Привилегия передвигаться с зонтом предоставлялась немногим избранным при дворе. Правители иногда дарили его высокопоставленным чиновникам и военачальникам в знак видимого признания их лояльности. И если человек удостоился такой чести, это служило явным знаком его личных связей с правителем.
Необычная мечеть Турции в стиле барокко.
Вероятно, именно из исламского мира зонт попал в Европу. В Венеции, которая поддерживала тесные связи с мусульманскими государствами, дожи, участвуя в процессиях, шествовали под зонтами, то же самое делал папа в Риме. Но все же традиция не прижилась в Европе. Этому способствовал как более прохладный климат, в котором не было такой необходимости в защите от солнца, так и влияние крестовых походов, из-за которых царский зонт воспринимался как символ врагов. К концу XVIII века даже папский зонт был заменен четырехугольным плоским козырьком. С другой стороны, португальские и испанские колониальные торговцы привезли из Азии зонтики, и примерно в XVI веке они утратили свой королевский статус и стали редкими предметами придворной моды.
Четвертый регион, где был изобретен царский зонт, это Индия. Он упоминается в самых ранних индуистских писаниях, датируемых первыми четырьмя веками нашей эры. Этот зонт оставался нерушимой традицией для всех индийских правителей в течение следующих полутора тысячелетий. Как ясно следует из миниатюр мусульманского периода, им пользовались как исламские, так и индуистские монархи. Традиция сохранилась и на протяжении всего британского колониального периода, при этом некоторые из подобных изделий изготавливались в Лондоне. Король Англии Георг V, посетив Индию в 1911 году, прогуливался под королевским зонтом.
И сегодня в мусульманском мире в некоторых регионах зонт сохраняет статус королевского атрибута. Например, он присутствует на гербе Брунея и личной эмблеме монарха этого государства. Кроме того, иногда султан Хассанал Болкиах появляется на церемониях с зонтом желтого цвета.
Исламосфера
Источник
Stewart Gordon «In the Shade of the Royal Umbrella»