“Нектар поэтов”: тунисское искусство пить кофе
Сидя в историческом Аль-Кахве-аль-Алия (Кафе на вершине холма) в Сиди-Бу-Саиде, с видом на город Тунис внизу и попивая кофе, я начал предаваться размышлениям. Вокруг меня приходили и уходили люди со своими семьями и друзьями, некоторые останавливались, чтобы сделать фотографию рядом с шумным кафе. Кофе всегда был напитком, который распивали в компании. Так делали в Йемене много веков назад, когда жители деревень толпились у костра, разогревая странно пахнущий напиток в темноте ночи; так же это происходило во времена Османской империи, когда завсегдатаи часто посещали кофейни, подобные той, в которой сидел я, и пили «нектар поэтов», пишет Али Абдельазиз бин Саад.
За последние 10 лет кофейные сети, которые предоставляют услуги “на ходу” стали глобальными. Наряду с этим расширился ассортимент и способы покупки этого замечательного напитка, не выходя из дома или автомобился, а также используя специальные мобильные приложения. Вы можете выбрать практически любой кофе, который вам нравится, от латте до турецкого и при этом даже не произносить ни слова. Однако от этого страдает процесс употребления кофе и, на данный момент мы можем наблюдать, как потихоньку умирает искусство пить кофе. Тем не менее, несмотря на глобальные процессы, происходящие на планете, на свете еще сохряняются отдаленные уголки, где культура употребления данного напитка доживает, возможно свои последние дни.
Пять причин, почему мусульманские путешественники снова возвращаются в Тунис.
Мне пришлось покинуть родную страну США и отправиться в путешествие по миру, чтобы по-настоящему ощутить, что такое кофе. Бродя по Северной Африке, независимо от того, где вы находитесь, вы всегда найдете поблизости кафе. Мои летние поездки в Тунис всегда были связаны с кофе и с посетителями разных кофеен. В отличие от остальной части Северной Африки, которая предпочитает чай, в Тунисе кофе ценится как горячий напиток по выбору, и его употребление является общественным событием. Часто кофе пьют во время просмотра футбольных матчей, или же в кругу друзей, когда ведутся интенсивные беседы о политике и культуре.
Кофе был завезен в Тунис в 16 веке, во времена османского владычества, как продукт турецкой культуры (современный западный кофе появился позже с французской колонизацией) и быстро внедрился в повседневную жизнь Туниса. Сегодняшний «традиционный тунисский кофе» черпает вдохновение из кофе турок (zézoua, тунисский кофейник, также смоделированный по образцу турецкого кофейника). Так же кофе здесь варят по андалузской традиции, настаивая его на апельсиновой воде и подают с цветами жасмина, Al Fel wal Yasmine, для придания «атмосферного аромата». Можно ли такое представить в современных кофейных сетях? Наверное, это то, чего сегодня не хватает людям.
Тунисский переплетчик дарит новую жизнь древним рукописям.
Вместе с кофе в страну были завезены традиции и обычаи употребления этого напитка, которые оказали широкое влияние на тунисскую культуру и общество, а также на целые поколения. Концепция «кофейни» пришла вместе с турецкими правителями. К 1846 году более чем половиной кофеен в Тунисе владели турки. Кофейни стали появляться повсюду, кардинально изменив способ общения людей, что несколько схоже с тем, как изменилось общение с появлением социальных сетей в наши дни. Кофейни были заполнены не энтузиастами латте с тыквой, а студентами и знаниями. Студенты, изучающие разные дисциплины и имеющие разное вероисповедание, собирались вместе, общались, готовились к урокам и наслаждались каждой каплей благородного напитка. Кофейня была пространством, где интеллектуалы и простые верующие могли общаться и учиться друг у друга. Известно, что наибольший вклад в «культуру кофейни» в Тунисе внесли поэты.
Малуф Тунси («Malouf Tunsi») – это жанр мелодичной поэзии, которая культивировалась в среде кофейни. Поэты со всей Северной Африки соревновались в кофейнях, чтобы показать свое красноречие и любовь к Божественному и духовному. Эти длинные стихи были написаны с целью восхваления Пророков, праведных аскетов и, конечно же, самого Мухаммада Мустафы (мир ему). Можно сказать, что Малуф Тунси – это продукт кофе. Так как, если бы не было кофе и сопутствующей ему окружающей среды, то, возможно, что одно из величайших наследий североафриканской культуры никогда бы не существовало.
Старинный тунисский каллиграфический стиль находится под угрозой исчезновения.
Аль-Кахва аль-Алийя в Сиди-Бу-Саиде, где я сидел и пил свой кофе (и откуда пришло вдохновение для написания этой статьи), является одной из самых известных «малуфских» кофеен, которые все еще работают. Расположенный недалеко от Завия Сиди-Бу-Саид, Кахва аль-Алия остается в значительной степени нетронутым. Для тунисцев кофейня является священным, как и кофе, который там подают.
Способ подачи кофе также играет важную роль. Тунисские традиции и обычаи утверждают, что человек должен сидеть во время питья. Идея «кофе на вынос» просто игнорируется. Кофе – это утреннее чудо, духовная практика. Медленно садясь и выпивая, не торопясь с каждым глотком, вы не только удовлетворяете потребность в кофеине, но и дисциплинируете свою душу. С каждым глотком пьющий повторяет имя Аллаха. Он вспоминает своего Создателя, в котором находит утешение. Известно, то в Йемене были специально написаны молитвы, которые читались во время употребления кофе, чтобы благословить напиток, создателей напитка и Создателя этого мира и Его плодов.
В Тунисе возрождают национальное ковроткачество.
После утреннего намаза (Фаджр) ежедневно проводится четкий тунисский утренний кофейный ритуал, в котором я имел честь участвовать. После выхода из мечети, люди группами заходят в кофейню по соседству, раскрывают газету, ведут неспешные беседы с друзьями, поедая свежие круассаны и распивая кофе, тем самым укрепляя свои общественные отношения. Сидя в кафе ранним утром, я кое-что понял. Сам по себе напиток не имеет особого значения, но окружающая среда и намерения, стоящие за собраниями, имеют значение.
Тунисские муэдзины проходят курсы в консерватории.
Возможно, именно здесь можно почувствовать самую большую разницу с «культурой кофейных сетей» в США. В то время как ростеры кофе-хипстеров ориентированы на температуру напитка и «экзотические» места, из которых пришел кофе, а другие просто берут с собой кофе по дороге на работу, важность социализирующего аспекта употребления кофе, укрепление коммунальных связей, потеряно.
В Тунисе к кофе относятся серьезно – это наследие и традиция, которые передаются из поколения в поколение. Ваше сердце должно быть открыто, чтобы понять этот напиток. Так что сидите, созерцайте, помните своего Создателя и собирайте своих близких, чтобы насладиться «нектаром поэтов». Пусть свет Аллаха, Его милость и благодать прольются на наши сердца, чтобы усилить нашу любовь к Нему, к нашим близким и нашим традициям.
Тунис призывает ЮНЕСКО признать труд Ибн Халдуна частью всемирного наследия.