Переплетенная история: пхулкари и Пенджаб

Пхулкари буквально переводится как «цветочная работа». Она представляет собой уникальный стиль или технику вышивки, характерную для Пенджаба. Но пхулкари больше, чем просто ремесло. Она неразрывно связана с историей региона: с разделением страны, промышленными реформами, изменением экономических и модных тенденций, пишет Медхави Ганди.


История пхулкари восходит к тому времени, когда общие культурные традиции были обычным явлением, и женщины всех религией создавали и носили такую вышивку. Подобно тому, как из поколения в поколение передавались золотые украшения, в начале XIX в. пхулкари представляла выражение материального благосостояния женщины, а одежда, украшенная ею, была важной часть гардероба. Вышивкой украшали обычно головные покрывала, которые носили в дни особых празднеств, таких как брак, рождение ребенка и т.п. Кроме того, с помощью пхулкари украшали чехлы на сидениях для уважаемых гостей, накидки на сундуки, а также покрывала, которыми декорировали дом во время религиозных праздников.

Зардози – драгоценная вышивка императоров.

The ongoing exhibition at the Philadelphia Museum of Art showcases the rich variety of traditional embroidered Phulkari textiles from Punjab

Источник: Коллекция Джил и Шелдона Боновитц

Мотивы для пхулкари вышивальщицы либо придумывали сами, либо, как происходило чаще всего, заимствовали из непосредственного окружения. Это могли быть животные, цветы, деревья, фольклор. Узоры передавались из поколения в поколение, и у каждой семьи был свой характерный стиль вышивки. Пхулкари выражали чувства, надежды и мечтания вышивальщиц. Например, изображение пары павлинов показывало отношения между супругами. Поникшее оперение означало отсутствие чувств или отчуждение между женой и мужем, а цветущее – счастливую супружескую жизнь. Мотивы пхулкари часто проникали в поэзию:

Сверкают павлины на моем шелковистом пхулкари,

Твой язык так сладок, но твое сердце фальшиво.

Пхулкари создавались для личного пользования, для подарка дорогим и близким и никогда не предназначались для продажи. Во времена колониального правления пхулкари стали частью подарочной корзины, именуемой «дали» – ее преподносили британским чиновникам на Рождество, а также в знак благодарности.

Аба – традиционная одежда мусульманских народов.

The ongoing exhibition at the Philadelphia Museum of Art showcases the rich variety of traditional embroidered Phulkari textiles from Punjab

Источник: Художественный музей Филадельфии

По пхулкари можно было проследить торговые связи Пенджаба и развитие ремесла. Используемая для нее шелковая нить, именуемая «пэт», доставлялась из разных мест: Кашмира, Бенгалии и даже Афганистана и Туркестана. Ее окраской занимались в Амритсаре и Джамму, а по региону ее развозили бродячие торговцы.

Разделение Пенджаба в результате событий 1947 г. между Пакистаном, Индией и Бангладешом трагически изменило все. Оно раскололо общины и привел к потере огромного пласта культуры. Миллионы людей покинуло свои прежние места и бежали через новые границы, многие образцы пхулкари были брошены или уничтожены. Не стало бродячих торговцев, у которых можно было покупать материал для вышивки, соседи, с которыми вместе отмечали праздники, были перемещены, многие семьи разделены – не стало самой среды, в которой создавались пхулкари. Да и в целом, одежда стала более утилитарной, а роскошные вышитые национальные одеяния вышли из моды. Все это привело к кризису этого вида вышивки.

Икат – многоцветное сокровище Средней Азии.

The ongoing exhibition at the Philadelphia Museum of Art showcases the rich variety of traditional embroidered Phulkari textiles from Punjab

Источник: Художественный музей Филадельфии

The ongoing exhibition at the Philadelphia Museum of Art showcases the rich variety of traditional embroidered Phulkari textiles from Punjab

Источник: Художественный музей Филадельфии

The ongoing exhibition at the Philadelphia Museum of Art showcases the rich variety of traditional embroidered Phulkari textiles from Punjab

Источник: Художественный музей Филадельфии

The ongoing exhibition at the Philadelphia Museum of Art showcases the rich variety of traditional embroidered Phulkari textiles from Punjab

Пхулкари – напоминание о Пенджабе до его разделения / Источник: Художественный музей Филадельфии

The ongoing exhibition at the Philadelphia Museum of Art showcases the rich variety of traditional embroidered Phulkari textiles from Punjab

Источник: Джулия Хатмейкер

Исламосфера

Комментарии