Rafea: Solar Mama. Социальный фильм о проблемах традиционных обществ
Многие стереотипы о жизни мусульманского общества имеют под собой вполне веское основание, чтобы укореняться в сознании людей. Просматривая документальные фильмы наподобие «Рафея: Солнечная мама» (2012 г.), кто-то может еще больше утвердиться в своем заблуждении относительно ислама, а кто-то – открыть для себя новые стороны многоликого арабского мира. Наверно оттого фильм и вызывает у зрителя одновременно восторженную и негативную реакцию.
Рафея, мать четверых детей, вторая жена, которая редко видит своего безработного мужа, была отобрана для участия в проекте индийского учебного заведения под названием Barefoot College (буквально “Босоногий Колледж”). Программа была создана специально для обучения неграмотных женщин из среды племен и бедуинов техническим профессиям, которые были бы полезны не только им, но и общинам, в которых они живут, например, солнечной энергетике. Это не только попытка использовать солнечную энергию во благо, это еще и попытка сломать традиционные устои некоторых общин, которые живут в современном мире, но полагаются на традиционные племенные неписанные законы и общественные пережитки.
Двадцать семь женщин из Колумбии, Кении, Буркино-Фасо и Иордании в полной мере отражают колорит, присущий необразованным, практически безграмотным женщинам, чей удел состоит в том, чтобы «воспитывать детей». Приезжая в чужую страну, они не знают языка, но на ходу учат сначала индийское приветствие «Намасте», а потом технические фразы английского языка. Некоторые не умеют даже держать ручку в руке, пишут коряво, пытаясь срисовывать символы в виде букв с доски. Однако, некоторое время спустя, можно увидеть, как тетрадь заполняется схемами и даже словами на арабском.
Рафея приехала не одна. Вместе с ней в Индию приехала Умм Бадр, мать девятерых детей. Она более спокойна, всегда прилежно завязывает платок и даже приехала в сопровождении махрама – мужчины из числа ее родственников, как велит шариат. Рафея же на ее фоне полная противоположность: уверенная в себе, целеустремленная, эмоциональная, небрежно носит хиджаб, а временами и вовсе снимает его, курит, как и все женщины в ее семье, только вот на ее лице нет татуировки, которая есть у ее матери и сестер. Сказать по ее поведению, что она соответствует классическому пониманию образа женщины в исламе, все же сложновато. Ведь татуировки запрещены в исламе, а курение, тем более женщинам, не одобряется шариатом. В фильме ни разу не показано совершение намаза или чтение Корана, в доме (вернее палатке бедуинов) нет даже намека на наличие книги.
Из историй всех участниц проекта режиссеры Мона Эльдайеф (Mona Eldaief) и Джехен Нужейм сделали акцент именно на бедуинке Рафее, потому что именно ее образ жизни и ее проблемы во время обучения проявили себя наиболее ярко. Ее муж, который почти все время проводит с первой женой или разъезжает на машине с друзьями, пригрозил ей разводом и обещал отобрать детей, если она не бросит учебу. Под давлением мужа она возвращается обратно в Иорданию. И там же пытается довести до матери, что учиться – это вовсе не «харам», что это многое даст ее семье. Муж был категорически против. И только министр экологии Иордании (который и проводил набор женщин по этой программе) смог переговорить с ее мужем и убедить жену вновь вернуться на учебу.
Фильм в первую очередь интересен тем, что показывает, как на самом деле живут бедуины. Образ и условия жизни героинь документальной картины буквально повергает в шоковое состояние. К сожалению, очень мало внимания уделено тому, как живут в Кении или Колумбии, что было бы справедливо при отражении проблемы безграмотности и безработицы среди женского населения в странах третьего мира. Ведь женщины, отобранные для обучения в Индии, находились не только на одном уровне материального обеспечения, но и принадлежали к одному и тому же социальному слою, имели похожие жизненные ценности и взгляды на роль женщины в обществе. Однако при просмотре фильма мы видим лишь арабоязычную мусульманку и ее ущемленные права. И когда акцент в фильме делается именно на жизни Рафеи, невольно начинается отождествление бедуинки и ислама как единого целого. Однако лишь в одном эпизоде женщина-христианка из Кении в интервью откровенно признается, что ее муж хороший, потому что он разрешил ей учиться, тогда как другие мужья подняли много шума и не отпускали жен. Это небольшое включение дает понять о схожести проблем в разных развивающихся странах.
Аналогичные проблемы, связанные с ролью женщин в обществе, существуют и в самой Индии. Думаю, именно поэтому проект был реализован в этой стране. Преодоление традиционных устоев, которые зачастую никак не связаны с религиозными предписаниями, а лишь тем, что «так делали все поколения испокон веков», делают незыблемыми консервативные взгляды индийцев. Аналогичная социальная ситуация обнаруживается и в других странах, где люди живут традиционными общинами, сохраняя племенной строй. То же касается и бедуинов, которые формально исповедуют ислам, но все же многое из религии не просто ими не соблюдается, но и искажается из-за незнания Книги Аллаха, безграмотности, отсутствия возможности, а зачастую и желания получать образование. Так, героини фильма окончили лишь пять классов образования и хотели бы продолжать учиться, они также желают, чтобы их дети тоже учились.
Именно это стремление и сильное желание поменять жизнь в своей общине помогло Рафее вновь вернуться к учебе. По возвращении домой она пыталась преподавать. Но сломать устои общества оказалось не так легко: женщины отказывались учиться сами. Кто-то из них боится сложности, кто-то боится даже сказать об этом мужу, кто-то убежден, что это им не нужно. В итоге получается, что ответственность за безграмотность лежит не на религии, не на «мужьях-деспотах» и даже не на государстве, а на плечах самих женщин, которые находят тысячу и одну отговорку, чтобы не учиться. И Рафея становится той самой женщиной, которая решила для начала поменять себя, сама получить образование, добиваться желаемого, не переступая законов Аллаха, а следуя заповеди Пророка (САВ): «Ищите знания, даже если вам для этого придется дойти пешком до Китая». Индия тоже находится не близко, однако дорогу осилит идущий, и Рафея пошла.
Конечно, не стоит умалять и роль мужа Рафеи, который запрещал своей жене учиться. Но если обратить внимания на него – это безработный муж, отец двух семейств, который оставил на самообеспечение свою вторую жену, редко к ней наведывается, другими словами не выполняет основных исламских предписаний по отношению ко второй семье. И этот человек сам не имеет образования и на деле не соблюдает шариат, возможно, не осознавая своей ответственности и обязанностей, ведь помимо права иметь четырех жен, он должен быть настоящим главой семьи. Может ли такой человек быть примером мужа-мусульманина или считаться образцовым семьянином с точки зрения ислама? Хотя фильм совершенно не об этом, но после просмотра каждому сначала стоит ответить на эти вопросы, а потом делать выводы, ведь фильм вовсе не об исламе, а о людях, традициях и проблемах некоторых обществ.
Алина Хакимзянова
[…] активности. Подобный опыт был ранее реализован в Иордании, где в 2015 году было объявлено, что все 6000 мечетей […]