Символизм турецкой жизни: вместо тысячи слов…
Колумнист казанского электронного издания “Реальное время” Булат Ногманов, долгое время проживший в Турции, рассказывает читателям о том, как культура древней Османской империи проникла в быт кемалистской страны. В этой заметке речь пойдет об интересном символизме повседневной жизни современных турков: как понять, голоден ли человек, зачем прибивали гвоздями башмаки и…
Очень часто безмолвное действие бывает в тысячу раз красноречивее и понятнее многословных объяснений. Символизм в действии был излюбленным приемом повседневности османов, и следующие несколько примеров довольно красочно иллюстрируют данное положение:
У османов не было принято спрашивать человека, голоден он или нет, и когда гость приходил в дом, то ему приносили кофе и воду. Если гость тянулся к кофе, то это означало, что он не голоден и уже где-то поел, и подавали просто сладости, а если же гость тянулся к воде, то накрывали на стол. Кофейные традиции в Турции довольно сильны и сегодня, и это тема для отдельного очерка.
Цветы в Османской Империи, как и в культурах других народов, несли большую смысловую нагрузку. Цвет, сорт, количество зачастую имели разное толкование. К примеру, если на подоконник был выставлен горшок с желтыми цветами, то это означало, что в доме есть больной человек. Люди на улице, завидев этот знак, вели себя тише, дабы не побеспокоить покой больного. Если же на подоконник был выставлен горшок с красными цветами, то это означало, что в доме есть девушка на выданье, и будущие женихи пристальней присматривались к этому дому. Горшок с цветами любого другого цвета означал, что в доме спящий ребенок и нужно вести себя тише.
Религиозность имела большое значение в жизни османского общества, но к концу 19 века под сильным европейским влиянием начинается движение к светскому образу жизни и религия для некоторых отходит на второй план. Так, например, когда отец с сыном приходили в дом к родителям будущей невесты для того, чтобы просить руки, то родители невесты по потертости стрелок на брюках будущего жениха узнавали о том, читает ли он намаз или нет. Конечно же, спрашивать об этом открыто было бы проявлением бестактности.
Возвращаясь к кофейной теме: традиция, когда будущая невеста готовила кофе для будущего жениха и пришедших вместе с ним просить руки девушки гостей, сохранилась до сих пор. Отказывать напрямую опять же было бы проявлением бестактности, и если девушке не нравился будущий жених, то она добавляла в его кофе перец. По вкусу кофе молодой человек понимал, что он не во вкусе этой девушки. Сегодня эта традиция сохранилась в несколько ином виде. Если дело дошло до просьбы руки и сердца, то, значит, молодой человек и девушка уже давно знают друг друга, а перец в кофе жениха добавляют просто ради веселья, причем жених никоим образом не должен показывать неудовольствие.
Завершая тему помолвки, необходимо отметить, что сыновья очень редко говорили своим отцам о намерении жениться на какой-либо девушке. Чаще всего в качестве намека в некоторых провинциях клали горох в отцовскую обувь, а в некоторых провинциях эту обувь гвоздями прибивали к полу, пока отец спал.
В качестве подарка мужчины обычно дарили женщинам маленькие зеркала, обрамленные ценными породами дерева или слоновой костью, украшенные драгоценными камнями. Это означало, что: «У меня нет для тебя подарка, который был бы красивее тебя».
Конечно же, о каждой из перечисленных традиций можно написать отдельную статью, разбирая культурологические и иные аспекты. Это была лишь первая попытка приближения к огромному культурному пласту под названием Османская империя. Возможно, если эта тень от настоящего труда вызовет более глубокий интерес, то автор этих строк, как сказал бы легендарный Соловьев: «облачившись в халат усердия и вооружившись посохом терпения», готов провести вас по лабиринтам османской культуры и раскрыть секреты написания дипломатических писем, рассказать об особенностях посещения хамамов, приготовления настоящего турецкого кофе, о влиянии дворцовой музыки на современную и многое другое, а пока наслаждайтесь легкой прохладой.
Булат Ногманов
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/57276-kak-osmanskie-tradicii-pronikli-v-byt-sovremennoy-turcii