Женщины-художницы при дворе Великих Моголов
Среди многих сокровищниц искусства в музее Бхарат Кала Бхаван в городе Варанаси находится редкая миниатюра периода правления императора Шах-Джахана. На ней изображена художница, рисующая портрет женщины. Миниатюра вызывает много вопросов, и прежде всего, хочется спросить, где же все эти рисунки, созданные женщинами-художницами эпохи Моголов в Индии? Разбирается портал The Heritage Lab.
Историки считают, что в то время женщины так же интересовались изобразительным искусством, как и мужчины, они делали заказы художникам и рисовали сами. Существует достаточно свидетельств, указывающих на то, что женщин учили рисовать, но, к сожалению, не так уж много информации о художницах и их работах. Дж. П. Лости, куратор индийской коллекции Британской библиотеки, в каталоге «Индийская и персидская живопись 1590-1840» на одной из миниатюр XVII в. идентифицирует изображение женщины как автопортрет. Он пишет: «В группе фигур в левом нижнем углу мы видим женщину, держащую альбом или портфель. Это хорошо известный знак, обозначающий автопортрет, в работах таких художников, как Бичитр, Бишндас или Бальчанд…».
Мы знаем, что такие представители династии Великих Моголов, как Акбар, Джахангир, Шах-Джахан, Дара-Шукох, покровительствовали художникам и заказывали художественные альбомы – муракка. Имели ли к этому отношение женщины? Возможно! «Муракка-и Гульшан» XVII в, составленный для принца Салима (впоследствии императора Джахангира), один из самых впечатляющих альбомов-муракка той эпохи, включает в себя, по крайней мере, работы 3 художниц. Этот альбом, состоящий из 300 страниц, заполнен миниатюрами известных художников Великих Моголов, таких как Ака-Риза, Басаван, Нанха. Он сам по себе считался немалой ценностью, поэтому персидский правитель Надир-шах, захватив Дели в 1739 г., увез его вместе с другими сокровищами в Иран.
О художницах эпохи Великих Моголов мы знаем, по большей части, по их работам. Сведений о них самих ничтожно мало.
Одной из самых известных женщин-художниц при дворе Моголов была Сахифа Бану. Мы нашли, по крайней мере, 3 миниатюры, приписываемые ей.
Миниатюра «Сын, который оплакивает своего отца» датируется 1620 г. Она иллюстрирует сцену из поэмы «Мантик ат-тайр» («Язык птиц»), когда одна из птиц, готовящихся предпринять путешествие в поисках Симурга, говорит о своем страхе смерти. Тогда Удод рассказывает притчу о «сыне, который оплакивал своего отца».
Другая работа Сахифы Бану «Строительство замка Хаварнак», помещенная в «Муракка-и Гульшан», датируется 1654 г. Она является копией миниатюры Бехзада – другого известного художника того времени. Переработав работу своего предшественника, Сахифа Бану вводит некоторые новые элементы и демонстрирует свое мастерство, создав трехмерный эффект в изображении здания.
Еще одна из сохранившихся произведений художницы – миниатюра «Иранский шах Тахмасп». Правитель изображен сидящим на персидском ковре на берегу ручья под деревом.
Известна еще одна миниатюра, автором которой является женщина, это «Бой слонов», датируемая около 1600-1650 гг. Она приписывается Хуршид Бану, но о ней самой, кажется, никаких сведений нет. Бои слонов были популярным развлечением при дворе Великих Моголов. На миниатюре запечатлен момент, когда бой стал совсем жарким, так как погонщики пытаются приструнить животных. Они даже висят на веревках, с трудом удерживаясь на спинах слонов.
Могольским художникам, в том числе и женщинам, были известны работы европейских мастеров, таких как Дюрер, Мартен ван Хемскерк, Питер ван дер Хейден. Такие художницы, как Рукая Бану, Нури Надира Бано и Нини, делали копии европейских гравюр в своем собственном стиле. Их работы хранятся в музеях на Западе и Востоке.
Исламосфера