Животные и растительные узоры в исламском искусстве

Исламские животные и растительные узоры обычно называют арабесками. Термин “арабеска” является относительно новым: он проник в Европу после африканского похода Наполеона. В широком смысле этого слова арабеска – это орнамент, состоящий из стилизованных форм растений и строгих геометрических переплетений. Стилизованные формы растений наряду со строгими геометрическими линиями представляют собой главные инструменты художественного выражения в исламском искусстве.


Ислам родился в мире, который был разделен между двумя могущественными империями – Византийской и Персидской. Первая включала в себя Средиземное море, а вторая распространялась от Центральной Азии до Йемена и от Восточной Анатолии до верхнего Евфрата. Византия представляла собой греко-римскую культурную традицию, а Персия – сасанидские художественные традиции, оказавшие большое влияние на мировое искусство. С распространением Ислама, по крайней мере, на первоначальном этапе, художники, работавшие под покровительством византийцев или Сасанидов, продолжали работать в своих собственных местных стилях, но для мусульманских покровителей. Поэтому первые образцы исламского искусства опираются на более ранние техники, стили и формы, отражающие смешение классических и иранских декоративных сюжетов и мотивов.

Похожее изображение

Ислими / Источник: psta.org.uk

Основные животные мотивы, унаследованные исламским искусством от великих доисламских художественных традиций, можно условно разделить на три группы: древо жизни, ислими и цветочные розетки. Древо жизни – это изображение растения с плодами и цветами на ветвях. Ислими – это волнистая линия, часто называемая “виноградной лозой”, со стилизованными листьями, часто закрученными в спираль, иногда с цветами, бутонами и фруктами. Цветочная розетка – это изображение стилизованного цветка в полном цвету.

Истоки животных узоров восходят к эпохе земледельческих культов. Земледельческие культы зародилось во времена первобытнообщинного строя и основывались на идее плодородия. Среди земледельческих племен широкое распространение получило поклонение культам природы и земли, а пробивающиеся из земли ростки стали символом жизни. Помимо ростков есть и другие элементы, представляющие сельскохозяйственную символику: вода, питающая поля; небо как источник воды и солнце, согревающее все живое. Эти три элемента плодородия были представлены в искусстве волнистыми линиями и кругами. Позже волнистые линии уступили место узорам ислими, украшенным листьями и цветами. Круги как солярные знаки, символизирующие идею движения (солнце каждый день путешествует по небу и меняет свое положение в течение года) были обогащены радиусами, чтобы выглядеть как вращающиеся колеса. Эти «прялки» позже превратились в цветочные розетки. Древо жизни представляло собой одновременно идею соединения Земли и неба и идею плодородия.

Картинки по запросу tree of life umayyad mosque

Древо жизни в мечети Омейядов / Источник: pinterest.com

Философ Титус Буркхардт в своей книге «Искусство Ислама. Язык и смысл» указывает на связь узора ислими с звериным стилем в искусстве скифов и сарматов. Охотничьи культы кочевников предшествовали земледельческим культам, и в искусстве кочевников широкое отражение нашло изображение животных. Как правило это были изображения бронзовых и железных животных, закрученных в спираль или двойную спираль. Эти закрученные в спираль животные могли дать начало растительным композициям, что возвращает нас к истории арабески.

Со временем исламское искусство получило свое уникальное художественное выражение. Животные орнаменты, геометрические узоры и каллиграфия стали основными способами украшения поверхности. Растительные узоры в исламском искусстве превратились в средство выражения Земного Рая. Оглядываясь на историю животного рисунка в исламском искусстве, мы можем легко узнать время и место создания каждого конкретного узора. Это показывает, насколько много гениальных мастеров внесло свой вклад в эту традицию. Можно также без сомнения сказать, что изображенный животный узор принадлежит именно к исламскому искусству, и это доказывает силу этой традиции. История животного рисунка показывает, как новшества, внедряемые в традицию, оживляют традиционное искусство. Последний узнаваемый стиль растительного узора относится к периоду правления династии Каджаров (1779-1924) в Иране, хотя в нем преобладает западное влияние. После этого исламские узоры в основном пусть и мастерски, но копировались. Будучи не более чем реверансом в сторону определенного исторического периода, копирование сохраняет традиционное исламское искусство в живых, но не развивает его.

Картинки по запросу звериный стиль скифов

Олень. Скифский звериный стиль / Источник: staslandia.ru

Марина Алин / islamic-arts.org

Комментарии