Жизнь на “мусульманской улице” Сеула

«Корейцы, которые были в Турции, посещают мой магазин, чтобы купить сладости», – говорит Эбру Узун, владелица турецкой пекарни в Итэвоне, мусульманском районе Сеула. «Эта улица Сеула известна халяльными кафе, она очень популярна».


Узун иммигрировала в Корею 14 лет назад, после того, как ее муж нашел работу на полуострове.

После окончания университета она открыла пекарню Istanbul Delight, которая находится на усадан-ро, что переводится как «мусульманская улица». Пекарня с ярко-оранжевым интерьером и стеклянными шкафами манит прохожих восхитительной пахлавой.

Турки первыми из мусульман прибыли в Корею в 1950-е годы. Тогда турецкие отряды помогали стране во время Корейской войны. Имам турецкого отряда Абдульгафур Караисмаилоглу читал проповеди корейцам, посещавшим турецкие военные лагеря, а вскоре и вовсе перешел к широкой миссионерской деятельности.

Сегодня «мусульманская улица» – это культурный центр мусульман Кореи. В Корее, где более 96% населения идентифицируют себя как корейцы, проживает 100 тысяч мусульман. Они живут в этой стране отдельными анклавами.

Картинки по запросу muslim street seoul usadan-ro

Турчанка Эбру Узун переехала в Корею с мужем 14 лет назад / Источник: Razzan Nakhlawi/GroundTruth

Мигранты

Итэвон пережил множество преобразований. Раньше здесь располагалась большая военная база США, что предполагало бурную ночную жизнь. Теперь в Усадан-ро находятся халяльные рестораны и мясные лавки, ателье, медресе и исламские воскресные школы. Но оплотом мусульманской улицы являются халяльные продуктовые магазины.

Один из таких халяльных магазинов принадлежит Мохаммаду Шохан Хану. Он приехал в Сеул из Дакки (Бангладеш) два года назад. Сейчас он стоит за прилавком магазина, а также работает поваром в соседнем ресторане.

«Я был фармацевтом в Бангладеш. Изучал фармакологию в университете, но с тех пор прошло уже десять лет назад», – вздохнул Хан. – Я решил, что должен выбрать какой-то другой путь, так как я люблю путешествовать. В Бангладеш я хорошо зарабатывал, но я хотел приобрести новый опыт в новом месте».

На корейском Хан говорит не очень хорошо, но он знает множество языков: английский, малайский, хинди, бенгальский и урду. Бангладешцы имеют одну из самых больших диаспор в Корее – в общей сложности около 12 тысяч человек. Но все присутствующие здесь национальности определить трудно.

«В мечети можно встретить людей из очень многих стран», – говорит Хан. – «Сегодня пятничный намаз, на который приходят турки, египтяне, таджики, арабы, нигерийцы, бангладешцы, пакистанцы, индийцы».

Mohammed Shohan Khan works for a relative's business in Seoul. Although educated as a pharmacist in Bangladesh, he wants to stay in Korea for as long as he can. (Razzan Nakhlawi/GroundTruth)

Мохаммад Шохан Хан в своей лавке в мусульманском квартале Сеула / Источник: Razzan Nakhlawi/GroundTruth

Сердце «мусульманской улицы»

Жизнь на «мусульманской улице» вращается вокруг мечети. Когда звучит призыв к молитве, магазины и рестораны закрываются, и к мечети начинает тянутся пешеходный ручей. Сеульская соборная мечеть находится высоко в горах, откуда открывается прекрасный вид на весь город.

В 1970-е годы, когда у Южной Кореи были особо теплые отношения с Малайзией, премьер-министр Малайзии Тунку Абдул Рахман пожертвовал деньги на строительство в Сеуле соборной мечети. Правительство Кореи выделило 5 тысяч квадратных метров земли для строительства мечети. С момента своего открытия в 1976 году мечеть служила руководящим центром всей мусульманской деятельности на полуострове.

Имам Сеульской соборной мечети – новообращенный корейский мусульманин по имени Абдул-Рахман Ли. Он вырос в католичестве, но во время учебы в университете принял ислам. Ли осуществляет общее руководство мусульманской общиной, являясь своего рода духовным маяком «мусульманской улицы».

«На этом месте раньше была военная база США», – говорит Ли. – «Здесь располагались салоны красоты, бары и ночные клубы. Теперь вы можете увидеть здесь огромное количество халяльных ресторанов и халяльных мясных магазинов. Эта улица сильно изменилась».

Seoul Central Masjid is the only major mosque in Seoul. (Razzan Nakhlawi/GroundTruth)

Центральная мечеть Сеула / Источник: Razzan Nakhlawi/GroundTruth

Новые перемены

Но «мусульманская улица» в районе Итэвон снова может измениться. С другой стороны усадан-ро на мусульманские заведения медленно наступают тату-салоны и магазины винтажной уличной одежды. В начале «мусульманской улицы» есть небольшая мясная лавка, в которой продают свинину. На вывеске можно увидеть подозрительную надпись «MOSC».

«Надпись расшифровывается как «Дом сеульской общины» (Mansion of Seoul Community). Это не связано с мечетью (англ. mosque)», – рассказал владелец заведения.

Имам Ли не рассматривает это как оскорбление мусульманской общины: «Корея не является исламской страной. Все в порядке, мы живем вместе». Он указал на лавку, где продается свинина, и вздохнул: «если бы вместо этой лавки появилась халяльная лавка, это сделало бы нашу жизнь более удобной, но если этого не случится, что мы можем сделать?»

Ли вежливо извинился и сказал, что должен возглавить очередную молитву. Люди самых разных национальностей снова заполонили улицу, направляясь к мечети не где-нибудь в Медине, а здесь, в Сеуле. «Аллах создал мужчину и женщину, племена и народы. Для чего? Для того, чтобы они познавали друг друга», – сказал Ли перед уходом, – «мы живем вместе и сотрудничаем друг с другом».

Imam Abdul-Rahman Lee leads the community on Usadan-ro. (Razzan Nakhlawi/GroundTruth)

Имам Абдул Рахман Ли / Источник: Razzan Nakhlawi/GroundTruth

Раззан Нахлави / The Groundtruth Project

Комментарии